В конце прошлой недели компания Arcelor, устойчиво занимавшая второе место в мире по производству стали после Mittal Steel и в течение последнего времени упорно сопротивлявшаяся враждебному поглощению со стороны индийского сталелитейного гиганта, перешла в наступление, объявив о слиянии с российским металлургическим конгломератом «Северсталь». Эксперты считают, что эта сделка, лишив компанию Mittal Steel статуса мирового лидера, спровоцирует волну консолидации металлургических активов во всем мире.
В минувшую пятницу стало известно, что крупнейшая российская металлургическая компания «Северсталь» решила принять предложение Arcelor об объединении активов. Как известно, в течение последнего года Arcelor весьма активно искал возможностей избежать поглощения со стороны крупнейшей в мире сталелитейной компании Mittal Steel, однако до недавнего времени — довольно безуспешно. Так, не далее как 18 мая нынешнего года Mittal Steel официально заявила о начале скупки акций Arcelor. Само предложение, срок действия которого установлен до 29 июня 2006 года, было сформулировано несколько ранее и по-прежнему остается в силе. В свою очередь сделка между Arcelor и российским гигантом тоже пока не завершена и эксперты уже поговаривают о возможности ее оспаривания со стороны Mittal Steel.
Между тем, Arcelor и «Северсталь», обнародовав подробности контракта, ясно дали понять, что намерены довести дело до конца. Так, согласно условиям контракта, Arcelor отойдет 68% уставного фонда новой компании, а «Северстали» — 32%. При этом, как уже подсчитали эксперты, в случае, если сделка состоится, совокупное производство на меткомбинатах новорожденной группы составит не менее 70 млн. т стали в год, исходя из итогов прошлого года. Иначе говоря, новая промышленная группа будет контролировать более 20% мирового производства стали.
При таком положении дел, как констатирует аналитик компании Concorde Capital Андрей Гостик, Mittal Steel утратит положение лидера в мировом металлургическом производстве, а потому — подтолкнет индийского гиганта к приобретению новых, еще неконсолидированных металлургических активов в мире. Соответственно не останутся в стороне и другие международные металлургические компании. Короче говоря, эксперт предполагает, что сделка спровоцирует новую волну консолидацию металлургических активов по всему миру, которая, возможно, не обойдет и Украину.
Г-н Гостик не склонен думать, что эта волна приведет к объединению с мировыми корпорациями каких-либо отечественных финансово-промышленных групп, поскольку, по его мнению, ни одна из них не является достаточно публичной, чтобы можно было говорить о каких-то котировках ее ценных бумаг на международном фондовом рынке. Однако он не исключает, что этот процесс проявится в форме поглощения еще не консолидированных металлургических активов, то есть — так называемых независимых метпредприятий типа «Запорожстали» или ММК им. Ильича. Действительно, примерно полгода назад Arcelor уже предпринимал попытку вести переговоры о покупке ММК им. Ильича, однако она осталась безрезультатной. Тогда же другие эксперты, в частности аналитик компании «Ренессанс Капитал» Файг Байрамов, также отмечая стремление Arcelor к поглощению крупных предприятий, в частности в Украине, предполагали, что европейский гигант вел аналогичные переговоры и с другими отечественными метпредприятиями. Тем не менее, пока на подобные предложения никто не откликнулся.
Вероятно поэтому директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко считает подобного рода возможность вообще маловероятной. На его взгляд, гораздо уместнее говорить как раз о возможности консолидации отечественных финансово-промышленных групп между собой. Ведь, как известно, в 2004 году, в преддверии первой продажи ОАО «Криворожсталь» как раз и были образованы два крупных объединения — «Инвестиционно металлургический союз» и «Индустриальная группа». Кроме того, эксперт констатирует, что украинские металлургические компании ведут довольно оживленную скупку активов за рубежом, вследствие чего постепенно утрачивают свой, так сказать, сугубо региональный характер.
Наряду с этим, эксперт отмечает, что в контексте присутствия на украинском рынке компании Mittal Steel, где ее интересы уже сталкивались во время повторной приватизации ОАО «Криворожсталь» с крупнейшим европейским конкурентом — компанией Arcelor, интерес последней к восточноевропейскому и, в частности, украинскому рынку выглядит довольно многозначительно. В самом деле, стремление компании Arcelor к продвижению на восток в активной форме начало проявляться с конца лета прошлого года. Однако еще зимой компания ограничивалась просто озвучиванием планов, которые, впрочем, выглядели довольно серьезно. На сегодня доля Arcelor на западноевропейском рынке плоского проката составляет примерно 35%, тогда как ее присутствие на рынке стран Восточной Европы ограничивается пока 5%. Однако, останавливаться на этом компания отнюдь не намерена и планирует в ближайшее время занять на рынке Восточной Европы долю «хотя бы» 20-25%. Разумеется, в свете ее сделки с компанией «Северсталь» все эти планы будут выглядеть гораздо масштабнее.
Между тем, как отмечают эксперты, в частности г-н Рябченко, а также — заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины Александр Бондарь, слияние с «Северсталью» сделает Arcelor мировым лидером на рынке окисленных руд. При этом они предполагают, что первым пунктом столкновения интересов нового евроазиатского гиганта с его индийским конкурентом произойдет при решении судьбы КГОКОРа. По их мнению, это не только приведет к росту стоимости данного актива вследствие конкуренции, но и к дальнейшей утрате контроля отечественными металлургическими бизнесменами над ситуацией в отрасли. Впрочем, как считают оба эксперта, приход на украинский рынок адекватного конкурента Mittal Steel в лице компании Arcelor стало бы явлением в целом позитивным для отечественного ГМК.
Как бы то ни было, но пока в активах новой Arcelor Украина представлена более чем скромно. По завершении сделки компания станет владельцем днепропетровского ОАО «Днепрометиз». Однако эксперты в области металлургии сходятся на том, что вне зависимости от того, насколько успешно будут реализовываться приватизационные планы мировых сталелитейных гигантов в Украине, в свете этой сделки положение отечественных металлургов становится еще более шатким. Во-первых, потому, что с приходом Mittal Steel, за которой, вероятно, последует Arcelor, украинский бизнес утратил возможность доминирования в собственном ГМК. Во-вторых, потому, что утрата компанией Mittal Steel собственного лидирующего положения и, как следствие, обострение ее конкурентной борьбы с компанией Arcelor, усилит стремление двух гигантов к укреплению собственных позиций в различных регионах мира. А значит — вытеснению отечественных метпроизводителей с тех рынков, на которых их позиции по каким-либо причинам ослабели. Эксперты считают, что первыми в этом списке окажутся Турция и страны Ближнего Востока.
Между тем, Mittal Steel отчетливо дала понять, что не намерена без боя уступать свой нынешний статус первой металлургической компании в мире. Так, компания обнародовала заявление, в котором утверждает, что, планируя слияние с «Северсталью», менеджеры компании Arcelor пренебрегли интересами своих акционеров. Исходя из этого, эксперты считают вполне вероятной перспективу оспаривания данной сделки индусами.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)