«Укрзализныця» через полгода приступит к корпоратизации. Об этом вчера сообщил генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта Василий Гладких. «Мы хотим до конца октября вынести в Верховную Раду документ об акционировании», — сказал он. — Будет акционирование со 100% в собственности государства»....
Идею главного железнодорожника поддерживают и в Министерстве транспорта и связи. Пресс-секретарь министра Константин Жура процитировал заявление Виктора Бондаря: «За два-три года будет подготовлена и проведена корпоратизация. Государство останется единоличным собственником «Укрзализныци», но предприятие получит возможность работать на принципах частного капитала». На это надеется и сам Гладких. «Больше прав переходит в руки акционерной компании, мы будем более гибко работать на рынке», — говорит он.
Вместе с тем президент компании по управлению активами «Кинто» Сергей Оксанич, который вплотную занимался корпоратизацией «Укртелекома», считает, что просто провести корпоратизацию «Укрзализныци» недостаточно. Он намекнул на дальнейшую постепенную приватизацию госкомпании. «Такие гиганты, как «Укрзализныця», «Нафтогаз Украины», надо корпоратизировать, это шаг номер один. Я исхожу из того, что все предприятия, находящиеся в собственности государства, надо корпоратизировать, кроме особых случаев, скажем, предприятий по изготовлению оружия», — убежден он.
По словам Оксанича, главным следствием корпоратизации должно стать построение более цивилизованной и прозрачной системы управления компанией, чего можно достигнуть в случае размещения акций компании на бирже.
«Шаг номер два — вывести на рынок 10-25% этих компаний и сделать так, чтобы основным критерием эффективности работы стала их капитализация, — подчеркивает Оксанич. — Тогда это заставит менеджеров этих компаний работать более прозрачно, более цивилизованно. Это будет в интересах и государства, и менеджеров, и акционеров».
По мнению президента «Кинто», надо запускать механизм, который существует в большинстве стран мира, когда контрольный пакет находится в руках государства, но при этом акции котируются на биржах. «Их капитализация определяется не оценкой бухгалтеров, а рынком», — объясняет эксперт.
Оксанич затруднился ответить, с какими трудностями придется столкнуться в процессе корпоратизации железнодорожного монополиста. «Укрзализныця» на порядок сложнее, чем «Укртелеком», — говорит он. — Это предприятие — больше, чем кот в мешке, оно абсолютно непрозрачно. Какие там активы, как они взаимодействуют между собой, ничего не известно».
Автор: Мыкола ОЛИЯРНЫК
Газета «ДЕЛО»