Уходя в предвыборный отпуск, премьер-министр Украины Юрий Ехануров пообещал во втором квартале возобновить приватизационный процесс, но назвать первую пятерку объектов для продажи отказался.
На последнем перед выборами заседании Кабинета Министров Украины премьер-министр Юрий Ехануров выразил уверенность в том, что апрель станет «удачным месяцем для подготовки объектов к приватизации». Вероятно, под этим глава правительства подразумевал не что иное, как возобновление со второго квартала текущего года приватизационного процесса, по сути приостановленного еще в конце 2004-го. Попутно премьер объяснил, что в первом квартале заниматься предприватизационной подготовкой властям «мешали политические моменты». Что при этом г-н Ехануров имел в виду — то ли какие-то тайные препятствия в подготовке к продаже Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР), то ли неразрешимую коллизию с ОАО «Никопольский ферросплавный завод» (НЗФ) — остается загадкой. Равно как и то, к предприватизационной подготовке каких именно объектов отечественные приватизаторы приступят сразу же после выборов.
Так, уже после заседания на вопрос журналистов о первой пятерке объектов, намеченных для продажи, г-н Ехануров ответил буквально следующее: «Конечно, назвать мог бы, но не хочу». Тем не менее, кое-какие имена все-таки прозвучали. В частности, премьер отметил, что в числе потенциально приватизируемых объектов правительство видит ОАО «Лугансктепловоз», а также ОАО «Укртелеком». Впрочем, по поводу последнего он тут же сделал ряд оговорок. По словам главы правительства, Украина недавно получила предложения от двух потенциальных инвесторов, которые были бы заинтересованы в приобретении этого объекта при условии повышения уровня его капитализации. И, как сообщил г-н Ехануров, сейчас «специалисты изучают эту проблему». При этом он дал понять, что склонен пойти навстречу потенциальным покупателям и приватизацию «Укртелекома» вновь отложить. В любом случае, по поводу сроков возможной продажи этого объекта решение было обещано принять к середине апреля.
Кроме этого, премьер вновь напомнил о существовании «ряда предприятий, по которым ведутся разнообразные споры», а значит — правительство должно определиться — либо заключать мировые соглашения, либо выполнять «четкие и понятные» решения суда. Речь, в данном случае, несомненно, шла в первую очередь об НЗФ, и из этих туманных слов аналитики сразу же заключили, что правительство так и не выработало окончательной позиции по этому вопросу. Между тем, Верховная Рада Украины приняла в новой редакции законопроект о внесении изменений в Закон «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации», запрещающий приватизацию Никопольского завода ферросплавов в 2006-2007 годах. К такому результату парламент пришел после неудачной попытки преодолеть вето Президента Украины Виктора Ющенко на первую редакцию этого же законопроекта, запретившего приватизацию НЗФ вообще.
В ходе обсуждения актуальных проблем приватизации премьер так и не коснулся открытых вопросов «зависшей» приватизации КГОКОРа, и неловкость от невыполненного поручения Президента — обеспечить продажу этого объекта до выборов — устранилась сама собой. Равно как и недоумение, связанное с наличием ряда поручений, данных правительством Фонду государственного имущества Украины (ФГИУ) (о проведении инвентаризации украинской части в имуществе КГОКОРа); Министерству финансов Украины (об анализе задолженности Украины перед странами-участницами строительства комбината); а также — профильным министерствам и ведомствам (о создании рабочей группы для проведения переговоров со Словакией и Румынией). Ведь информации о ходе их выполнения никто ни у кого до сих пор не потребовал.
Разумеется, сложившееся положение дел в столь важном сегменте экономики государства, как приватизация, явно нуждалось в комментариях со стороны одного из первых лиц страны. Тем более, что действия власти в конце минувшего года вроде бы не предвещали ничего подобного. Так, накануне новогодних праздников правительство утвердило список объектов, запланированных к приватизации в нынешнем году. Впрочем, несмотря на изрядный объем – всего 111 пакетов акций, подготовленный ФГИУ документ выглядел в высшей степени разочаровывающе. Руководство приватизационного ведомства, как и в позапрошлом году, предложило ограничиться продажей только мелких или неликвидных объектов, не включив в перечень ни одно из крупных стратегически значимых предприятий. Данная концепция приватизации вызвала немало нареканий как со стороны высших чиновников, так и со стороны экспертов. Поскольку, по мнению и тех, и других отказ от приватизации инвестиционно привлекательных объектов — крайне неблагоприятный сигнал для иностранных инвесторов.
Наряду с этим, в полном соответствии с традициями, установившимися при нынешней власти, составлением основного списка объектов, запланированных к продаже, занимались первые лица страны. Так, еще в конце ноября 2005 года Президент заявил, что в 2006 году будут проданы как минимум три крупных объекта — Одесский припортовый завод, ОАО «Укртелеком» и НЗФ. Через пару дней этот эскиз был дополнен несколькими мазками премьера, который сообщил, что Кабинет Министров Украины «уже практически сформировал перечень предприятий для приватизации в 2006 году», и к трем уже названным объектам добавил еще два — КГОКОР и ОАО «Никопольский пивденнотрубный завод» (НПТЗ). И, наконец, правительство продемонстрировало серьезные намерения решить проблему приватизации многочисленных холдингов, наметив для продажи шесть компаний. Таким образом, в том, что касается продажи крупных объектов, которых вместе с холдингами набралось аж 11, центральная власть построила наполеоновские планы. И вроде бы не собиралась от них отказываться. Поскольку сразу же после утверждения списка ФГИУ, премьер-министр заверил разочарованных, что «президентские объекты», вероятно, будут выставляться на продажу в соответствии с отдельными правительственными постановлениями.
Ну а в первом квартале текущего года сделать это помешали «политические моменты». Впрочем, видимо осознавая явную неудовлетворительность подобной аргументации бездействия властей в области приватизации, премьер таки констатировал наличие в этой сфере ряда проблем. Одной из главных, по нынешним оценкам главы правительства, является пассивная позиция Фонда госимущества, который, как известно, уже более года не инициировал ни одной серьезной продажи. И, поскольку серьезных намерений в этом отношении председатель ФГИУ Валентина Семенюк так и не продемонстрировала, премьер все-таки предложил Фонду «определиться, какую функцию он будет выполнять». То есть – заниматься совершенствованием системы государственного управления имуществом или же приватизацией.
Таким образом, «зависшие» грандиозные приватизационные планы конца 2005-го и радужные ожидания второго квартала 2006-го подтолкнули центральный орган исполнительной власти, наконец, поставить вопрос о том, кто и как все-таки будет заниматься приватизацией, и, де-факто, вопрос о том, насколько нынешнее руководство основного приватизационного ведомства страны к этому способно. Ответы же на них наверняка будут даны уже новой властью после выборов.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)