Иранский министр нефти Биджан Намдар Зангане призвал ОПЕК к сокращению добычи нефти с целью стимулировать рост цен до уровня 70-80 долларов за баррель. Сейчас стоимость нефти довольно долго колеблется в районе 50 долларов за баррель, что не устраивает многих участников рынка, передает Прайм.
При этом Иран намерен до конца текущего года сделать все необходимое для снятия санкций, выполнив договоренности по ядерной программе. Сразу после того, как санкции прекратят действовать, Тегеран планирует поставлять на рынок 500 тысяч баррелей в сутки и еще около 500 тысяч баррелей нарастить в течение года. По оценке агентства Bloomberg, сейчас Иран добывает 2,8 млн баррелей в день, а к марту 2021 года сможет нарастить добычу да 4,7 млн баррелей.
"У Ирана есть веские причины просить сокращения добычи странами ОПЕК, - рассказал ведущий аналитик Rye, Man & Gor securities Сергей Пигарев. Уже сейчас картель добывает больше своей квоты более чем на 1 млн баррелей в сутки. При этом конкуренция растет - Саудовская Аравия заходит в Польшу, что говорит о том, что для нового игрока банально нет места. Поэтому их заявления вполне объяснимы".
Следующее заседание картеля состоится 4 декабря. Однако Биджан Намдар Зангане не ожидает, что там будет объявлено о сокращении добычи. В настоящее время ОПЕК превышает собственную квоту в 30 млн баррелей в день 16 месяцев подряд. Коммерческие запасы нефти крупнейшего добытчика ОПЕК Саудовской Аравии в августе 2015 года выросли до рекордных с 2002 года 326,6 млн баррелей.
"Все дело в том, что в конце 2014 года поменялась модель поведения ОПЕК на нефтяном рынке. Раньше была важна цена, а теперь объем. За счет роста добычи картель стремится расширить свою долю на рынке и "убить" проекты с высокой себестоимостью, прежде всего, американскую сланцевую нефть. Поэтому в ближайшей перспективе снижение квоты малореально, и даже если это произойдет, добыча де-факто может и не снизиться, поскольку странам-экспортерам надо пополнять свои бюджеты, - пояснил представитель Rye, Man & Gor securities .
При этом эксперты уверены, что Иран будет продавать свою нефть и по низким ценам. По мнению аналитика ГК FOREX CLUB Валерия Полховского, стране в любом случае придется это делать. "Дело в том, что нефтеперерабатывающие заводы не могу менять один сорт нефти на другой каждый день. Все производственные мощности адаптированы под определенный сорт. Соответственно, для перехода на другой тип нефти нужно увеличивать затраты", - отметил он. Делать это выгодно лишь при низкой цене сырья, которую в этом случае предоставляет поставщик нефти. Так поступит и Иран, который сейчас нуждается в деньгах.
Для самого Тегерана демпинг может обернуться снижением темпов роста нефтедобычи в будущем. "Дешевая нефть делает маловероятными массированные инвестиции в инфраструктуру и серьезное расширение добычи. Для этого нужна не только отмена санкций, а еще и приход в страну международных нефтегазовых компаний, которым пока это невыгодно", - рассуждает аналитик Газпромбанка Александр Назаров.
Мировому рынку нефти в этой ситуации придется готовиться к тому, что дешевая нефть станет трендом надолго. Не случайно Всемирный банк понизил прогноз по средней цене на нефть на 2015 и 2016 гг. Согласно новому прогнозу, среднегодовая цена на нефть в 2015 году составит 52 доллара за баррель (в прошлом прогнозе 57 долларов за баррель). В среднем цена энергоресурсов в текущем году будет на 43% ниже, чем в 2014 г., а пятилетний тренд снижения сырьевых цен пока не прерывается, констатирует ВБ. На 2016 год прогноз понижен с 61 доллара за баррель до 51 доллара за баррель - таким образом, аналитики не ждут значимого роста в течение минимум полугода.
Сергей Пигарев ожидает, что в этой ситуации России ничего не остается, кроме как затянуть пояса потуже и изыскивать альтернативные источники пополнения бюджета. В свою очередь, Александр Назаров из Газпромбанка уверен, что наша страна ощутит последствия прихода иранской нефти лишь через цены. Рынки сбыта у нас Иран отнять не сможет, поскольку они меняются постоянно вне зависимости от прихода и ухода новых игроков или изменения объемов добычи каждым из них. "В частности, за 9 месяцев этого года наша страна на 8% увеличила экспорт нефти за счет Китая", - привел пример эксперт.
В свою очередь, Валерий Полховский не склонен преувеличивать значимость иранской нефти для рынка. "Пусть он сначала найдет покупателей. Положим, он это сделает. 500 тысяч баррелей это чуть более чем 0,5% мирового потребления. При этом стоит обратить внимание на то, что сейчас в США падает добыча, в течение года она упадет минимум на 1 млн баррелей в сутки", - сказал он. Если выход иранской нефти будет сопровождаться сворачиванием сланцевой добычи, то никакого существенного роста предложения из-за Ирана эксперт пока не ожидает. Значит, и на цены на нефть это не повлияет.
ubr.ua