• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Газовая конкуренция по-европейски: где место Украины
    Опубликовано: 2015-04-27 00:01:00

    Еврокомиссия актуализировала расследование против «Газпрома», начавшееся в 2012 году. В Киеве намерены использовать ситуацию в своих интересах.

    Глава НАК «Нафтогаз Украины»  Андрей Коболев  вчера сообщил о планах по выходу на немецкий газовый рынок, расширению реверсных поставок из Словакии и открытии нового маршрута с европейского направления – из Румынии.

    Реализацию этих планов НАК координирует с Еврокомиссией, и рассчитывает, что антимонопольное расследование, которое ведет Брюссель в отношении «Газпрома», поспособствует развитию конкуренции на украинском газовом рынке и откроет новые возможности в газовом бизнесе. Будет, в частности, разблокирован виртуальный газовый реверс, который благодаря схемам замещения позволит покупателю забирать транзитный газ там, где это ему удобно, не дожидаясь, пока он физически пересечет границу.

    В «Нафтогазе» утверждают, что нарушение принципов конкуренции «Газпромом» касается не только украинского рынка. Российская монополия препятствует тому, чтобы компании из ЕС могли использовать украинскую газотранспортную инфраструктуру для торговли на рынках стран Евросоюза и за его пределами. Поэтому «Укртрансгаз», «дочка» НАК, не может удовлетворять запросы, которые получает от европейских компаний на организацию газовых перетоков по территории Украины между Венгрией, Польшей, Болгарией, Грецией и Турцией.

    «Только конкуренция, а не политика»

    Ликвидировать подобные препятствия на газовом рынке ЕС заинтересован Брюссель. 22 апреля Еврокомиссия предъявила «Газпрому» официальные обвинения в нарушении антимонопольного законодательства. Евросоюз подозревает российскую компанию в ограничении свободных поставок газа в Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию и Болгарию «путем раздела рынков газа, препятствования диверсификации поставок и установления несправедливых цен».

    «Газпром» выдвинутые в его адрес обвинения категорически отвергает. В Москве решили перевести вопрос о бизнесе корпорации в Европе на политический уровень, потребовав, чтобы он решался на уровне государств, а не компаний и регуляторов. Но для Еврокомиссии такой подход неприемлем

    По результатам антимонопольного расследования «Газпрому» придется подчиниться требованиям Брюсселя, и играть по его правилам. Штраф, который угрожает компании, по разным оценкам, составляет $4-6 млрд. Если виновным будет признан непосредственно «Газпром», то штраф составит до 10% его оборота. Если будет установлено, что антимонопольные законы нарушили дочерние компании «Газпрома», размер штрафа будет рассчитан по формуле «не более 10% оборота каждой из дочерних фирм на каждом из затронутых нарушением рынков».

    «Газпром» выдвинутые в его адрес обвинения категорически отвергает. В Москве решили перевести вопрос о бизнесе корпорации в Европе на политический уровень, потребовав, чтобы он решался на уровне государств, а не компаний и регуляторов. Но для Еврокомиссии такой подход неприемлем. «Это отношения между Еврокомиссией и «Газпромом», а не российскими властями», – подчеркнул Рикардо Кардосо , представитель ЕК. А заместитель официального представителя ЕК  Мина Андреева  добавила, что «это дело касается вопросов конкуренции, а не политики». «Все компании, работающие на рынке Евросоюза, должны уважать законы ЕС», – предупредила она.

    Запоздалые действия

    Вдохновившись заявлениями Еврокомиссии, премьер-министр Украины   Арсений Яценюк  также решил затеять антимонопольное расследование в отношении «Газпрома» и обратился для этого в Антимонопольный комитет. По его словам, российский газовый концерн «действует на дискриминационных, фактически на неконкурентных условиях, и наносит ущерб украинской экономике». Яценюк также сообщил, что Киев намерен обратиться к Евросоюзу для проведения совместного расследования по делу «Газпрома».

    Но подобная инициатива премьера, скорее, политическая: украинско-российские газовые отношения за свою многолетнюю историю оказались настолько запутанными, что разобраться в их перипетиях, учитывая сугубо коммерческую подоплеку, представляется маловероятным.

    Кроме того, только сейчас Украина приступила к формированию полноценного конкурентного газового рынка, прописав его общие правила   в законе «О рынке природного газа»  (он был принят Верховной радой на прошлой неделе). До этого его реформы продвигались очень медленно. Препятствия носили, прежде всего, политический характер, и были связаны с сильными позициями пророссийских лоббистов в парламенте и Кабмине. Например, закон Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» был принят 8 июля 2010 года, а на его разработку ушло более восьми лет: поручение Кабмина по этому поводу было подписано в апреле 2002 года в соответствии с планом работы по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, также утвержденном в 2002 году.

    «Дополнительный рычаг давления»

    Валентин Землянский , директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений, полагает, что новый виток противостояния в газовой сфере обусловлен последними заявлениями Алексея Миллера о больших перспективах строительства газопровода «Турецкий поток» для поставок российского газа в страны ЕС в обход Украины, и о возможной приостановке газового транзита по территории Украины с 2019 года. «Надо наблюдать за развитием ситуации», – отметил он.

    В истории с антимонопольным расследованием Еврокомиссии против «Газпрома» украинского фактора нет, поэтому ее развитие не будет иметь прямого влияния на взаимоотношения «Газпрома» с «Нафтогазом»

    Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий

    В истории с антимонопольным расследованием Еврокомиссии против «Газпрома» украинского фактора нет, поэтому  ее развитие не будет иметь прямого влияния на взаимоотношения «Газпрома» с «Нафтогазом», уверен    Дмитрий Марунич , сопредседатель Фонда энергетических стратегий. Он напомнил, что в Украине принят закон, запрещающий допуск «Газпрома» к управлению газотранспортной инфраструктурой. А это, по словам эксперта, усложняет или делает вовсе невозможным предъявление «Газпрому» с украинской стороны обвинений, подобных тем, которые выдвинула в адрес российской корпорации Еврокомиссия. «Разве что, если рассматривать это дело как попытку давить на «Газпром» с целью поддержки Украины. Но это очень условное допущение, поскольку расследование стартовало задолго до украинского кризиса», – констатирует он.

    Иное мнение у   Александра Харченко , директора Центра исследования энергетики: «Действия Еврокомиссии в отношении «Газпрома» однозначно позитивны. Это дополнительный рычаг давления на «Газпром». А самое главное, Еврокомиссия четко демонстрирует позицию, что закон один для всех, а его нарушитель будет наказан».

    Справка

    Напряжение в отношениях «Газпрома» и Евросоюза началось в 2011 году, когда представители Еврокомиссии без предупреждения появились сразу в нескольких европейских компаниях, занимающихся поставками, передачей и хранением газа. Проверки затронули несколько дочерних компаний «Газпрома», в частности, Gazprom Germania и чешскую «дочку» российского холдинга Vemex, с которой правительство Юлии Тимошенко планировало подписать договоренности о совместной эксплуатации украинских подземных газовых хранилищ.

    Во-первых, «Газпром», предположительно, разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны-члены ЕС. Во-вторых, компания, возможно, препятствовала диверсификации поставок газа. Наконец, «Газпром» мог установить несправедливые цены для своих клиентов, увязав их с ценами на нефть

    представители Еврокомиссии

    Представители регулирующих органов Евросоюза тогда также заявили, что им потребуется год для анализа документов, изъятых в ходе обысков в дочерних предприятиях «Газпрома» на территории ЕС. Еврокомиссия объясняла проверки тем, что подозревает предприятия в нарушении антимонопольного законодательства Евросоюза и в ценовом сговоре.

    В 2012 году, когда европейские компании активизировали переговоры с «Газпромом» об изменении ценовых условий долгосрочных контрактов, история получила развитие.

    В поле зрения еврочиновников попала деятельность российской монополии в восьми странах Восточной и Центральной Европы, где она занимает доминирующие позиции: в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литве. В Еврокомиссии не исключили, что этот список будет расширен, если в ходе расследования появятся новые факты о деятельности «Газпрома», которые противоречат европейскому конкурентному законодательству.

    Расследование было запущено по трем возможным случаям нарушений конкуренции. «Во-первых, «Газпром», предположительно, разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны-члены ЕС. Во-вторых, компания, возможно, препятствовала диверсификации поставок газа. Наконец, «Газпром» мог установить несправедливые цены для своих клиентов, увязав их с ценами на нефть», – сообщили в Еврокомиссии.

    domik.ua



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.