Расстройства внутрисекреторных функций поджелудочной железы отражаются не столько на состоянии других желез организма, сколько на работоспособности мышц, на деятельности печени, на состоянии активных элементов физиологической системы соедииительной ткани, сопротивляемость которой инфекции резко при этом понижается. Разумеется, нарушается и работа желез внутренней секреции, как следствие расстройства углеводного обмена, лежащего в основе энергетики организма, и отравления, возникающего под влиянием наступающего одновременно извращения обмена белков и жиров. В картине диабетической комы едва ли, однако, кто-нибудь заподозрит, например, угнетение функций надпочечников как причину недостаточной в этот момент «агрессивности» организма.
Синергические (но не тождественные) и антагонистические влияния желез внутренней секреции на другие органы и функции, в том числе и внутрисекреторные, несомненно, существуют. Возможны, конечно, и компенсаторные явления, о существовании которых пока приходится, однако, судить лишь по морфологическим изменениям в секреторных элементах. Но эти влияния сказываются на функциях неэндокринных органов в большей степени, чем на работе желез внутренней секреции. Достаточно вспомнить о состоянии физиологической системы соединительной ткани или нервной системы, например, при микседеме.
Как уже было упомянуто в введении, эндокринная система обнаруживает тенденцию переименоваться в систему эндокринно-нервную. Так как об этом имеется немало публикаций в прессе, то я не могу не обратить внимания кого следует на то, что для такого переименования имеются существенные возражения.
Влияние внутренней секреции некоторых эндокринных органов на нервную систему вообще и вегетативную нервную систему, в частности, совершенно бесспорно.