Совершенно аналогично осуществляется и ионно-эндокринная функция щитовидной и паращитовидной желез, причем есть все основания предполагать, что биологически активные комплексы иода и кальция образуются не только в этих органах, но и па периферии, в рабочих клетках, задача же щитовидной и паращитовидной желез в значительной мере сводится к снабжению последних необходимыми для этого образования органическими компонентами.
Регулирующее влияние несомненно имеется, но оно — явление вторичное. Так, например, регуляция углеводного обмена в организме при удалении поджелудочной железы нарушается потому, что инсулин занимает определенное место в цикле расщепления и синтеза гликогена. Совершенно равноценны ему, как регуляторы, и другие коферменты и ферменты, не замыкающиеся однако в особую систему, но самим фактом своего существования, напротив, разрушающие представление о замкнутой системе эндокринных органов.
Каждый орган, выполняющий определенную функцию, становится в отношении этой функции центром всего организма. В пределах объема влияний своей функции он оказывает на все части организма, включая, конечно, и железы внутренней секреции, соответствующие возбуждаю-
щие или тормозящие регулирующие влияния и, в свою очередь, таким же образом регулируется влияниями со стороны всех частей организма. Это влияние осуществляется путем либо гуморальным, изменяя внутреннюю среду жизни организма, либо нервным, при посредстве вегетативных рефлексов, — в обоих случаях путем химическим, так как и для возникновения вегетативных рефлексов требуются химические и физикохимические раздражители. Регулирующие влияния эндокринных желез не имеют в себе, следовательно, ничего специфического, что отличало бы их от аналогичных влияний других органов друг на друга, в том числе и на органы внутренней секреции.