• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Угольное искушение Миттала
    Опубликовано: 2014-06-27 17:00:00

    Минэнергоугля Украины пытается продать группе ArcelorMittal шахты Центрального района Донбасса (ЦРД), добывающие уголь коксовых марок. В качестве приманки украинская сторона может уповать только на крайне низкую цену. Ведь себестоимость добычи угля на большинстве этих шахт в два раза выше рыночной стоимости, а технологии ничем не отличаются от тех, которыми пользовался еще Алексей Стаханов.

    Висит груша…

    Первый замминистра энергетики Юрий Зюков, ставший в последнее время главным ньюсмейкером в угольной отрасли страны, на прошлой неделе сообщил, что компания ArcelorMittal проявляет интерес к покупке ряда шахт Центрального района Донбасса, в частности, угледобывающих предприятий "Артемуголь" и "Дзержинскуголь". По его словам, стороны уже провели один раунд переговоров в штаб-квартире ArcelorMittal в Люксембурге. Минэнергоугля предоставило потенциальному инвестору техническую документацию по характеристикам и запасам углей на интересующих его объектах и возможным объемам добычи. "В ЦРД есть очень крупные месторождения коксующегося угля, но они требуют больших инвестиций. Государство сегодня не в состоянии их самостоятельно развивать", – объяснил канву переговоров Юрий Зюков.

    Хотя отсутствие инвестиций – не единственная проблема. Начнем с того, что оба госпредприятия, вроде бы приглянувшиеся Митталу, находятся на территории, которая пока не контролируется украинским правительством. Их шахты разбросаны в районе Горловки (Донецкая область), и военные действия уже оказали непосредственное влияние на работу ГП. В частности, "Дзержинскуголь" в мае был вынужден приостановить работу, что обернулось падением объемов добычи и дополнительными убытками. Админздание "Артемугля" вообще подверглось захвату вооруженными людьми, после чего его директора родственникам пришлось выкупать из плена, и сейчас он все еще находится на лечении. И хотя в июне все шахты уже возобновили работу, но это очень шаткая нормализация. По крайней мере, для приватизации ее явно недостаточно.

    Тогда на что же рассчитывает Минэнергоугля? Кроме, естественно, мирного плана. Во-первых, предположим, на полное отсутствие у криворожского комбината АрселорМиттал Кривой Рог собственного угля для коксования. АМКР вынужден закупать угольный концентрат, а частично и кокс на стороне. Причем и "Артемуголь", и "Дзержинскуголь" входят в число его закадычных поставщиков. Во-вторых, на большие уступки в цене и условиях конкурса. Чтобы снизить нагрузку, которая ложится на бюджет за содержание госшахт, правительству нужен удачный приватизационный пример, создающий положительный фон для дальнейшей распродажи угольных предприятий. Если первым покупателем станет ArcelorMittal, это автоматически повысит инвестиционную привлекательность отечественной угольной отрасли в целом.

    Список шахт, подлежащих продаже или передаче в концессию, лежит в профильном министерстве еще с 2012 года и просто ждет министра, чья рука не дрогнет, чтобы запустить его в работу. Возможно, Юрию Продану в этом смысле будет даже несколько легче, поскольку план по созданию новых рабочих мест на Донбассе, обсуждаемый сегодня между Украиной и ЕС, в одном из пунктов предполагает финансовую поддержку как раз приватизированных шахт, а не тех, что остаются у государства на иждивении.

    Из одной колыбели

    До 1980 годов прошлого века "Артемуголь", и "Дзержинскуголь" были единым предприятием, но в процессе разукрупнения их разделили, оставив каждому по 4 шахты. По эксплуатационно-геологическим характеристикам между ними много общего. В частности, 6 из 8 указанных шахт введены в эксплуатацию еще на переломе XIX-XX веков, то есть находятся в разработке более 100 лет. При этом последнюю серьезную реконструкцию они переживали еще в советские времена. Также для двух шахт характерна работа на крутопадающих пластах, что усложняет возможности для автоматизации производственного процесса. Даже по объемам добычи они недалеко ушли друг от друга. "Артемуголь" в прошлом году добыл около 700 тыс. тонн угля, "Дзержинскуголь" – около 550 тыс. тонн. В целом это лишь полтора процента от того, что добывают все государственные шахты.

    Но вот марочность угля у данных ГП несколько разная. В "Артемугле" доминирует продукт с маркировками К и ОС, в "Дзержинскугле" – Ж и К. При этом уголь обоих ГП пригоден для превращения в кокс, а такого сырья в Украине как раз недостает. Отличие также в том, что в министерском приватизационном списке нет ни одной дзержинской шахты, зато внесены все 4 артемовские. Туда же в последние год-два активно закачивались бюджетные инвестиции. За период руководства Министерством энергетики Эдуардом Ставицким "Артемуголь" получил 9 породопогрузочных машин, 2 электровоза и новый щитовой агрегат стоимостью порядка 50 млн грн. для шахты им. Ленина – самой богатой на коксующийся уголь в артемовском квартете. На 2014 год планировалась закупка такого же агрегата и для шахты им. Калинина.

    Не исключено, что еще Ставицкий начал готовить приватизацию "Артемугля", превращая его в более привлекательную для инвестора конфетку. Но вряд ли та предназначалась для Лакшми Миттала. Предприятие входило в сферу интересов группы ДРФЦ Александра Януковича: как в части поставок материалов и комплектующих на "Артемуголь", так и в части обогащения добытого там сырья. Впрочем, то же можно сказать и о "Дзержинскугле". Его продукция, перед тем как отправиться к конечному потребителю, также в полном объеме поступает на горловскую ЦОФ "Калиновская", идентифицируемую с Януковичем. И большинство снабженческих контрактов в 2011-2013 годах у него было оформлено на фирмы из пула ДРФЦ.

    В новой команде Минэнергоугля пока затрудняются ответить, будут ли поднимать вопрос о смене собственника Калиновской фабрики. Но для потенциального покупателя горловских шахт, особенно если им станет ArcelorMittal, вопрос обогащения станет первоочередным. Зольность артемовского и дзержинского угля сегодня держится в интервале 35-40%. Качественный австралийский уголь, если сравнивать, имеет зольность ниже 10%. При этом, как признает генеральный директор "Дзержинскугля" Дмитрий Житленок, каждый лишний процент золы снижает рыночную стоимость угля на 2,5%. С содержанием серы у предмета приватизации также не сложилось. На большинстве шахт – 3,5-4%, что считается высоким показателем. Менее 2% – только на шахте им. Ленина (ГП "Артемуголь"). Что ж, с качеством породы сильно не поспоришь. В то же время оптимизировать работу госкомпаний вполне реально. Хотя бы за счет замены ручной выемки угля комбайновой на шахтах "Дзержинскугля". Или за счет раскрытия новых горизонтов у артемовцев. Именно для этого предприятию и нужен инвестор.

    Своя шихта не тянет

    На АМКР возможную покупку материнской компанией донбасских шахт никак не комментируют. Дескать, такие вопросы решаются в Люксембурге. Хотя опыт управления комплексом, совмещающим и сталеплавильные, и угледобывающие активы у ArcelorMittal есть. Далеко ходить не надо. Это казахский Арселор Миттал Темиртау. Что ему стоит поделиться навыками с АМКР, если только Лакшми Миттал поведется на предложение Минэнергоугля Украины.

    Начальник аналитического отдела ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Александр Крайников считает, что в покупке "Артемугля" и "Дзержинскугля" экономический смысл возможен. По его мнению, интерес к ним со стороны ArcelorMittal может быть вызван стремлением получить гарантированный доступ к определенным объемам украинских углей марок К и Ж, которые в структуре коксовой шихты АМКР составляют сейчас соответственно 75% и 19%.

    "Негативный эффект использования украинских высокосернистых углей можно нивелировать за счет активного импорта углей с низкой серой из США, – отмечает Александр Крайников. – В таком случае пропорция углей К и Ж на комбинате изменится в пользу последних из-за сырья "Дзержинскугля". Тогда для отощения смеси нужно будет использовать угли марки ОС (которые сейчас фактически не используются на АМКР). Поэтому активы "Артемугля" (угли ОС) тоже придутся весьма кстати с точки зрения марочного состава".

    В 2013 году криворожский меткомбинат закупил примерно 1,1 млн тонн украинских углей. Нынешние мощности "Артемугля" и "Дзержинскугля" позволяют получать 1,2-1,3 млн тонн угольной продукции. С учетом потерь вследствие обогащения (примерно 27% от исходного объема) АМКР в сухом остатке мог бы получать примерно 1 млн тонн товарного угля, что по большому счету покрывает его нынешние нужды.

    Правда, Юрий Зюков предполагает, что ArcelorMittal мог бы поставлять горловский уголь и на свои европейские предприятия. Очевидно, речь идет о комбинатах в Польше и Чехии. Хотя в "Укрпромвнешэкспертизе" считают такое маловероятным. Чтобы выходить на внешние рынки, артемовской и дзержинской угольным компаниям необходимо решить целых три задачи: увеличить добычу, улучшить качество и снизить себестоимость. Пока же оба предприятия совокупно проедают по 100 млн грн. государственных дотаций каждый месяц.

    minprom.ua



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.