Активизация на рынке жилищного строительства принесла дивиденды и продавцам мебели — они сумели существенно нарастить продажи. Причем темпы расширения мощностей основными производителями пока отстают от динамики рынка, что позволяет получить свою долю прибыли новичкам. Идиллию на рынке может испортить приход мощных западных мебельных компаний, который ожидается уже в ближайшее время.
Мебельный бум
Продавцы мебели для дома излучают оптимизм: за год им удалось увеличить продажи на 30–50% (для сравнения: реализация офисной мебели выросла на 15–20%). Как следствие, емкость этого сегмента, по оценкам представителей компании «Энран», приблизилась к $800 млн. Порядка 60% суммы приходится на корпусную мебель, остальное делят производители мягкой. По мнению директора салона «Родные стены» (компания «Ирма») Юрия Шаповалова, темпы роста вряд ли замедлятся и в будущем. «Бум строительства и ремонтов еще не прошел, что позволяет рассчитывать на дальнейшее увеличение продаж. По мере роста благосостояния украинцев в практику войдет более частая смена домашнего интерьера, как это происходит во всем мире, что также благотворно отразится на показателях реализации», — уверен он. С ним согласен и руководитель отдела маркетинга ОАО «Прогресс» Алексей Олейниченко. «Сегодня в Украине начинает формироваться спрос на модную мебель. Таким образом, из предмета долгосрочного пользования она постепенно превращается в товар, интерес к которому определяется веяниями моды», — говорит он.
Изменения во вкусах покупателей выдвинули к производителям и дополнительные требования. Если ранее очень немногие компании имели в своем штате дизайнера, предпочитая либо выпускать самые простые изделия, либо копировать модели из западных каталогов, то сейчас им все чаще приходится вкладывать средства в разработку собственных. «Времена, когда на мебельном рынке безраздельно царила классика, давно в прошлом. Покупатель хочет получить что-то особенное. К примеру, в моде стиль арт-деко, остается востребованным также минимализм и модерн. Кроме дизайна, потребители все чаще обращают внимание на детали — материал, фурнитуру и пр.», — рассказывает начальник отдела маркетинга компании «БиоМебель» Светлана Католик. «Те, кто вовремя среагировал на требования рынка и расширил предложение, смогли получить дополнительную прибавку в объемах продаж, тем более что цена постепенно отходит на второе место в списке конкурентных преимуществ товара — украинцы уже готовы платить за интересный дизайн», — считает Юрий Шаповалов.
Объять необъятное
Динамичное развитие рынка делает его привлекательным для новых инвесторов. Юрий Шаповалов отмечает, что все чаще статус производителей стремятся получить бывшие дилеры мебельных фабрик. Ведь если на реализации чужого товара они могут заработать не более 20%, то изготовление позволяет увеличить эту цифру чуть ли ни вдвое. «Заработав необходимые средства на продажах, они уже могут купить оборудование и самостоятельно заняться производством», — говорит г-н Шаповалов. Директор ООО «Снайт» Наталия Лимонова не исключает, что массовому выходу новых компаний будет способствовать и снижение стартового порога вхождения в этот рынок. «Даже закупка оборудования сейчас не является обязательной, ведь все больше производителей предлагают услуги по изготовлению деталей-полуфабрикатов», — рассказывает она. В качестве примера можно привести фирмы «Линия-Стиль», «Альста» и пр., которые начинали как дилеры. Скорее всего, количество новичков будет только расти, ведь рынок еще далек от насыщения. Кроме того, в минувшем году большинство фабрик нарастили производственные мощности, увеличив их на 20%. Но данная цифра почти вдвое отстает от динамики спроса, что позволяет новичкам рассчитывать на получение своей доли прибыли практически без боя.
Производители же, помимо того, что пытаются объять необъятное, занимаясь изготовлением всего спектра мебельной продукции, активно развивают еще и собственные торговые сети. Сами компании объясняют стремление подмять под себя еще и розницу тем фактом, что в последнее время им удалось зайти в сегмент наиболее дешевой мебели, который ранее контролировали рынки и гаражники. Однако для небогатого покупателя первостепенным остается ценовой фактор, что заставляет его искать способ купить мебель без посредников. Как следствие, резко возросла потребность в фирменных салонах. Свои сети развивают, в частности, «Энран», «Меркс», ЛВС, «Ливс», Grand, «Прогресс» и др. По оценкам мебельщиков, за год им удалось отвоевать у гаражников 10–15% рынка.
Светлана Католик отмечает успехи отечественных производителей и в среднем ценовом диапазоне.
«Сейчас наблюдается тенденция перехода ряда крупных фабрик в более высокие ценовые сегменты, что объясняется попыткой уйти от конкуренции, которая в группе дешевой мебели наиболее жесткая. К тому же с ростом уровня жизни населения спрос на среднюю по стоимости мебель увеличивается намного быстрее, чем предложение. В результате ниша оказалась незаполненной, что позволяет динамично наращивать продажи», — полагает она. Наталия Лимонова считает, что отечественным предприятиям удалось потеснить в среднем ценовом сегменте импорт, заняв порядка 75–80% рынка.
Производители не отказываются и от попыток закрепиться в нише элитной мебели. Однако пока их продвижение здесь затруднено «нематериальными» факторами: хотя украинские фабрики готовы работать с дорогими материалами и заказывать разработку моделей у именитых дизайнеров, они не могут предложить громкого имени, которое нередко является основным критерием выбора для состоятельного покупателя.
Войны не за горами
По словам Светланы Католик, в ближайшие два–три года стоит ожидать ежегодного увеличения продаж мебели на 20–30%. Однако этот факт не гарантирует мебельщикам безоблачного будущего. Эксперты считают, что конкуренция с каждым годом будет ужесточаться. Ситуацию в отрасли может существенно подкорректировать приход крупных западных продавцов, в частности компании Ikea. «Для фабрик, производящих недорогую и среднюю по цене мебель, выход на наш рынок Ikea будет означать появление мощного прямого конкурента, у которого есть все шансы победить в схватке за потребителя», — полагает Светлана Католик. В то же время, по ее мнению, Ikea не только создаст конкуренцию множеству отечественных производителей, но и ускорит процесс развития украинского мебельного рынка, поскольку принесет в отрасль новые технологии производства и продажи товара. «Чтобы выжить, отечественные фабрики будут вынуждены осваивать более дорогие сегменты, специализироваться в производстве и искать свою изюминку в дизайне и сервисе», — считает г-жа Католик.
Юрий Шаповалов не разделяет подобных опасений. По его мнению, чтобы оказать существенное влияние на рынок, Ikea придется держать в Украине очень большие склады. Кроме того, учитывая стратегию компании на других рынках, можно прогнозировать, что она привлечет к сотрудничеству ряд местных изготовителей. То есть вместо грозного конкурента у производителей есть шанс получить дополнительный канал сбыта своей продукции.
Инф. Деловая столица