На ежегодной пресс-конференции президент обтекаемо говорил о Сирии, обвинил США в ханжеских нападках на ситуацию с правами человека в России и неприятно поразил "бесчеловечностью", поддержав драконовский запрет для американских граждан на усыновления. Восторженных излияний из уст провинциальных журналистов было меньше, чем обычно, замечают корреспонденты.
В ходе ежегодной пресс-конференции российский президент затронул важные темы национальной политики и не упустил возможности поддеть Вашингтон, пишет итальянская. Мероприятие прошло "в идеальном путинском стиле: много публики, много телекамер и одно главное действующее лицо", сообщает журналистка. Встреча в Центре международной торговли длилась 4 часа 33 минуты, в ней приняли участие более 1200 журналистов. О своем здоровье Путин пошутил: "На вопрос о здоровье могу ответить традиционно: не дождетесь".
Говоря о ситуации в Сирии, Путин сказал, что Москва не предоставляет сирийскому режиму всеобъемлющую помощь, и подтвердил необходимость поиска решения, которое бы позволило избежать коллапса.
Решение Думы о запрете на усыновление русских детей американскими гражданами Путин назвал "эмоциональным, но пропорциональным ответом" на так называемый "список Магнитского". Но Россия и США не враги, уточнил Путин, надо проявлять терпение и искать компромиссы. "Что касается "перезагрузок", это не наш термин - нам предложили американские партнеры. Я даже не очень понял, а что нам перезагружать: у нас в принципе нормальные хорошие отношения были - они испортились, относительно испортились в связи с тем, что у нас была другая позиция по Ираку, вот отсюда начались проблемы", - отметил президент.
Путин выступил в защиту российской позиции, возражающей против военного вмешательства в Сирии, и раскритиковал США за их роль в свержении Каддафи, назвав это ошибкой, которая привела к хаосу, пишут корреспонденты The New York Times. В последние дни Кремль высказывал все более пессимистичные настроения по поводу правительства Асада, а российские чиновники признали существование планов эвакуации из Сирии тысяч российских граждан, напоминает издание.
Путин выразил тревогу, что правительство Асада и сирийская оппозиция могут просто поменяться местами, когда повстанцы окажутся у власти, но борьба не прекратится, отмечает The New York Times. Россия является основным поставщиком оружия и торговым партнером Сирии, но Путин попытался изобразить отношения между странами как деловые. "Какие-то особые экономические отношения? - Нет", - сказал он.
"Его замечания о Сирии прозвучали как раз в тот момент, когда эксперты ООН заявили в новом докладе, что кризис в стране превратился из борьбы за свержение Асада скорее в межрелигиозный конфликт", - сообщает издание. Самый сильный раскол произошел между правящими алавитами и суннитским большинством, более приверженным оппозиции. В конфликт оказались вовлечены другие меньшинства, включая армян, христиан, друзов, палестинцев, курдов и туркменов. Большая часть иностранных боевиков, присоединяющихся к борьбе, - это сунниты из ближневосточных и североафриканских стран, многие из которых связаны с экстремистскими группировками, говорится в докладе.
На практике государство не заинтересовано в переменах и лишь отнимает у россиян свободы. Ужесточение закона о собраниях, "закон об иностранных агентах", усиление контроля над интернетом и жесткие меры против лидеров оппозиции приводят людей в замешательство. Снижение протестной активности, по мнению автора, отнюдь не связано с удовлетворенностью политическим руководством: рейтинг Путина до раскрытия нескольких крупных коррупционных дел падал.
Путин поразил многих, поддержав драконовский закон, запрещающий американским гражданам усыновлять российских детей. По словам Андрея Пионтковского, журналисты несколько раз в резкой форме задавали Путину вопросы, касающиеся закона о запрете усыновления, а он в ответ читал им лекции о нарушении прав человека в США. "Судя по тому, что я видел, его больше волнует, как наказать США, а не судьбы реальных, живых российских детей, - сказал Пионтковский. - В какой-то момент я еще надеялся, что Путин может проявить благородство и остановить этот закон. Но после сегодняшнего представления я понимаю, что он бесчеловечен и жесток, и ему вообще нет дела до детей".
Что касается "Закона Магнитского", призванного наказать около 60 российских чиновников, причастных к гибели адвоката, Путин продемонстрировал настоящий гнев, отмечает корреспондент. "Если нас шлёпнули, надо ответить, иначе нас всегда будут шлёпать. Причем они сделали это неспровоцированно. Сами там по уши в одной консистенции находятся", - цитирует Путина издание.
Говоря об отказе Жерара Депардье от французского гражданства, Путин неожиданно выказал добросердечность и понимание. "Если Жерар действительно хочет иметь или вид на жительство в России, либо российский паспорт, то будем считать, что этот вопрос решен, и решен уже положительно, - цитирует газета. - Как у нас говорят, художника легко обидеть, поэтому я понимаю чувства господина Депардье".
"Мы не ожидали, что в отместку за "Закон Магнитского" правительство Путина накажет российских сирот", - пишет The Wall Street Journal в редакционной статье. За последние 20 лет американцы усыновили более 70 тыс. российских детей, дав им шанс избежать нищеты и осуществить мечты. Российская сторона жалуется на редкие случаи гибели приемных детей в США, говорится в статье. Действительно, "не все американские родители справляются с взятыми на себя обязательствами, но большинство справляется, и спасенные жизни - это большая ценность".
Газета заключает: "Страна, которая пытается отвлечь внимание от нарушителей прав человека, наказывая собственных детей, лишь подтверждает символический смысл "Закона Магнитского".
Президент Путин обвинил США в ханжеских нападках на ситуацию с правами человека в России, но не уточнил, утвердит ли запрет на усыновления российских детей американцами, пишет в той же газете The Wall Street Journal Грегори Уайт. Он выделяет еще несколько тем, прозвучавших на вчерашней пресс-конференции.
Путин отверг обвинения в авторитаризме и заявил, что с 2000 года, насколько ему известно, не совершил крупных системных ошибок. Что касается Сирии, то Путин дал понять, что Москва медленно дистанцируется от режима Башара Асада, полагает Уайт. Путин сказал: "Безусловно, перемена востребована", хотя и не уточнил, какую форму она может иметь.
"Самые резкие слова", по оценкам корреспондента, Путин приберег для "Закона Магнитского". "Американский законодатель нам всем как бы показал, кто здесь хозяин", - заявил президент. "У них у самих там полно проблем" с нарушениями прав человека, продолжал Путин. "Абу-Грейб, Гуантанамо - годами держат людей в тюрьме без предъявления обвинения". "И нам еще указывают на то, что у нас какие-то проблемы есть", - заключил российский президент.
Путин поддержал запрет на усыновления российских детей американцами, заявив, что это реакция на неспособность судебной системы США надлежащим образом наказать родителей за жестокое обращение с приемными детьми из России, "но он не уточнил, подпишет ли этот закон".
Чем отличалась эта пресс-конференция от мероприятий 2000-2008 годов? "На сей раз тон был более конфронтационный, стало меньше восторженных излияний из уст провинциальных журналистов", - замечает Грегори Уайт. Еще один момент: Путин сказал, что хотел бы видеть больше политической конкуренции, но поддержал уголовные дела, заведенные на видных оппозиционеров.
"Путинская Россия: назад в старые плохие времена" - такой вывод сделала британская The Guardian. "Можно спать спокойно: Путин заверил, что конца света не будет, - иронизирует издание. - Правда, один психиатр заметил: то, что происходит каждый день, может быть намного страшнее Армагеддона". Например, тот факт, что Путин одобряет запрет на усыновление российских детей американцами.
Газета разъясняет: "Название закона связано с ужасной историей маленького российского мальчика, который умер от теплового удара после того, как приемный отец-американец на 9 часов оставил его в машине". Но сам российский закон вовсе не вдохновлен желанием защитить сирот, считает издание. Это ответ на "Закон Магнитского", который наносит удар российским чиновникам в самое больное место.
Обама долго сопротивлялся призывам принять "Закон Магнитского", но теперь скрепя сердце отказался от "перезагрузки", поскольку растаяли надежды на демократические реформы при Путине, говорится в редакционной статье. В ближайшем будущем издание прогнозирует в двусторонних отношениях "более традиционный жесткий подход: сотрудничество по конкретным вопросам. Отношения Евросоюза и России тоже омрачены: стороны погрязли в спорах о визах, торговле и энергоносителях".
Газета предостерегает: судьба Путина зависит от слепого случая: "Еще один "Курск", еще одна катастрофа национального масштаба, и его власть ослабнет. Она уже слабеет".
Источник http://inopressa.ru