Даже почти трехпроцентный рост в США, на долю которых приходится почти четверть потребляемой в мире нефти, и пятнадцатипроцентный рост в Китае все равно не дают мировому потреблению обогнать по темпам рост добычи. Эти данные подтверждают слова аналитиков рынка, говорящих, что нефти добывается в мире достаточно, и что рекордно высокие цены на нее определяются отсутствием нефтеперерабатывающих мощностей. Этому объяснению есть подтверждение в докладе ВР - за год нефтеперерабатывающие мощности в мире выросли всего на 0,8%, что, как видим более, чем в четыре раза меньше роста потребления.
Учитывая, что объемы добычи ОПЕК растут почти в полтора раза быстрее, чем среднемировые, вряд ли можно ожидать резкого снижения квот добычи. Это дает возможность аналитикам ряда банков говорить о неизбежном резком падении цен на нефть, но на каждый такой прогноз находится еще один - обратный.
Еще один факт - добыча нефти в России растет гораздо быстрее роста запасов. За год, по данным ВР, Россия увеличила объемы добычи на 8,9% - до 9,3 млн. баррелей нефти в день. Это на 2 млн. баррелей в день больше, чем в США и на 1,3 млн. меньше, чем у мирового лидера добычи - Саудовской Аравии. При том, что темпы роста добычи нефти в России в последние полгода почти остановились, общий показатель за минувший год (8,9%) выглядит впечатляюще.
Однако, особое беспокойство должны вызвать, судя по всему, даже не медленные темпы роста нефтеперерабатывающих мощностей, а полное отсутствие общемировых объемов нефтяных запасов. Иными словами, за год новой нефти было открыто столько же, сколько добыто, общемировые резервы нефти за год остались на уровне 1,188 триллиона баррелей, а за минувшие 10 лет этот показатель увеличился лишь на 1,7%. Для сравнения - между 1984 и 1994 годами объем общемировых запасов нефти вырос на треть.
При нынешних объемах добычи и ценах нефти в мире хватит на 40 лет. Это не значит, что к 2045 году все нефтяные насосы высохнут - к тому времени может снизиться потребление или обнаружатся новые способы разработки до сих пор нерентабельных месторождений. Но общее снижение отношения добычи к запасам дает козырь в руки любителей апокалипсических сценариев. У России нефти остается чуть больше, чем на 21 год. За два года показатель этот сократился меньше, чем на год. Это значит, новых запасов появляется больше, чем добывается нефти. Из бывших соседей по СССР россияне могут завидовать казахам: в Казахстане при больших объемах запасов и относительно небольшой пока добыче нефти остается на 83 года.
Естественно, если не будут открыты новые месторождения, а добыча будет расти, этот показатель будет снижаться. У Саудовской Аравии, своего рода нефтяного центробанка мира, нефти остается на 42 года, а у Ирана - на 89 лет. В отличие от нефтяных катастрофистов, оптимисты говорят, что развитее технологий может сделать будущее менее мрачным - добыча нефти в ряде нерентабельных месторождений станет выгодной, и ее добавят в общемировые запасы. Пока же, судя по статистике ВР, эта точка зрения не имеет явного подтверждения. Впрочем, все предыдущие технологические прорывы, как, например, применение новых технологий сейсморазведки, были именно скачками, а не плавными изменениями.
Информирует Униан