В клинике в Кливленде, штат Огайо, провели первую в США операцию по пересадке человеческого лица.
Хирург Мария Семенова заменила 80% тканей лица пациентки трансплантационным материалом, взятым у умершего донора.
Операция состоялась две недели назад, и во вторник врачи сочли возможным заявить об успешном результате.
Хирурги из разных стран мира высоко оценили успех американских коллег. Мария Семенова, по мнению большинства микрохирургов, является самым авторитетным специалистом в этой области. Она более 10 лет занималась проблемами приживаемости тканей при пересадке. За последние четыре года она рассмотрела несколько десятков потенциальных кандидатов на пересадку лица.
Имя и возраст больной, равно как причина, по которой потребовалось хирургическое вмешательство, не разглашаются.
Это первая подобная операция в США, и четвертая - в мире.
Впервые хирурги пересадили лицо француженке Изабель Динуар, которую покалечила собака. Для восстановления ее носа, губ и подбородка были использованы донорские ткани. Это произошло в 2005 году.
Между тем, экспериментальная пересадка стволовых клеток костного мозга от донора не была принята иммунной системой Динуар. Несмотря на лекарства, подавляющие иммунную систему, реакция отторжения продолжалась 18 дней после пересадки и еще полгода впоследствии.
Это потребовало применения еще более сильных средств подавления иммунитета, однако они привели к возникновению герпеса и оспы. Инфекции поддались воздействию лекарств, но последние вызвали проблемы с кровью и отказ почек. Это потребовало других корректив в лечении. Сейчас женщина проходит экспериментальную терапию в надежде предотвратить дальнейшее отторжение.
С тех пор успешные трансплантации были проведены китайскому крестьянину, пытавшемуся защитить своих овец от медведя, и французу, ставшему жертвой генетического заболевания.
Пациент, переживший пересадку лица, должен до конца своих дней принимать лекарства, чтобы предотвратить иммунное отторжение чужеродных тканей.
Впрочем, ситуация, показанная в известном голливудском боевике «Без лица», является плодом фантазии сценаристов. Новое лицо в основном напоминает прежнее, а не донорское, поскольку внешний облик человека определяется структурой костей и мышц.
Изабель Динуар спустя три года после операции говорит, что вполне довольна результатом.
Однако психологи опасаются, что у некоторых пациентов может развиться депрессия на почве недовольства своей внешностью или комплекс вины перед донором.
По материалам «Newsru.com», «BBC»
Инф. for-ua.com