В Украине разгорается очередной конфликт вокруг органа государственной власти. На этот раз объектом спора стал Государственный департамент интеллектуальной собственности. А одним из катализаторов конфликта стало вступление Украины в ВТО.
Первый существенный удар по Госдепартаменту был нанесен в декабре минувшего года. Тогда Счетная палата обнародовала результаты своего аудита этого органа, заявив о неэффективности его работы и значительных финансовых нарушениях. Госдепартамент обвинили в передаче функций по сбору средств от выдачи патентов и других документов, охраняющих интеллектуальную собственность субъектам предпринимательской деятельности, следствием чего стало аккумулирование денег на их счетах, а не в Госбюджете. По данным Счетной палаты, за полтора года вне госбюджета прошли 115 млн. грн., из которых более трети использованы с нарушением действующего законодательства.
Однако, рассмотрение претензий счетной палаты правоохранительными органами ничего не дало. В апреле Генпрокуратура отказала в открытии уголовного дела по фактам нарушений в Госдепартаменте. Тем не менее, Счетная палата не отказалась от своих обвинений. На недавней пресс-конференции в Киеве глава этого органа Валентин Симоненко заявил, что проверку проводил «не тот» отдел прокуратуры. В частности, ответ с отказом в открытии дела на адрес Счетной палаты якобы был подписан прокурором по делам несовершеннолетних.
В самом Госдепартаменте утверждают, что все эти обвинения фикция. И процедура регистрации и порядок сбора средств, и их аккумулирование целиком соответствуют не только украинскому законодательству, но и международным стандартам. По словам главы Госдепартамента Николая Паладия, деньги, которые собирают благодаря регистрации охранных документов госпредприятия «Украинский институт промышленной собственности» и «Украинское агентство по авторским и смежным правам», действительно не идут напрямую в бюджет. Но сделано это в соответствии с рекомендациями Международной счетной палаты. По сути, приняв такую схему, Украина пошла путем стран ЕС, не нарушив при этом и внутреннее законодательство.
Кроме того, как утверждает Паладий, простой подсчет показывает, что госбюджет на самом деле ничего от такой схемы не теряет. Если бы все средства, собранные от регистрации патентов и прочих документов, шли напрямую в Госбюджет, то большую часть этих средств государству пришлось бы возвращать в Госдепартамент и подчиненные ему предприятия на выполнение ими все тех же функций по охране интеллектуальной собственности. Те деньги, которые при этом могли бы оставаться в Госбюджете, целиком сопоставимы с тем, что указанные предприятия отдают сейчас в виде налогов. При этом существующая схема позволяет платить сотрудникам и Госдепартамента и «Укрпатента» и Агентства вполне конкурентную зарплату, которую они вряд ли получали бы при распределении средств через Госказначейство.
Другой блок претензий к Госдепартаменту интеллектуальной собственности возник в связи со вступлением Украины в ВТО, а именно – в связи с существенным ростом размеров сборов, которые с 16 мая должны платить те, кто желает зарегистрировать патент или торговую марку.
Постановление, увеличивающее размер сборов, было принято еще осенью прошлого года. Согласно ему, с даты вступления Украины в ВТО размеры сборов за регистрацию и поддержание патентов, торговых марок и авторских прав увеличиваются в десятки раз. Льготы сохраняются лишь для физических лиц и неприбыльных организаций. И хотя ставки сборов разрабатывались еще предыдущим правительством, все шишки посыпались на Госдепартамент интеллектуальной собственности.
В Комитете Верховной Рады по вопросам науки и образования подсчитали, что максимальное увеличение расходов, которые отныне должны нести предприятия на регистрацию и поддержание патентов составило порядка 35 раз. Кроме того, новые ставки превышают аналогичные тарифы в других странах ВТО. По словам главы Комитета Владимира Полохало (представитель фракции БЮТ), такая ситуация приведет к потере Украиной ценных разработок и экспансии на отечественный рынок иностранных патентовладельцев.
В Госкомитете считают, что эти опасения безосновательны. Тарифы действительно выросли. Однако при своих подсчетах Комитет брал не всю картину, а отдельные положения и лишь по отдельным странам, серьезно исказив реальную картину. В действительности же стоимость получения патента в Украине с 16 мая составляет порядка 1 тысячи долларов США, в то время как в среднем в ЕС она составляет 2 тысячи евро.
Что же касается неприбыльных организаций, то для них плата за патент сейчас составляет порядка 200 грн., а до вступления Украины в ВТО было 50 грн. Кроме того, эти ставки одинаковы как для украинских разработчиков, так и для иностранных.
Упомянутый глава Госдепартамента Н.Паладий считает, что для компаний, указанные суммы не такие уж и большие. По его словам, патентоваться в Украине теперь захотят многие иностранные компании. Но ничего страшного в этом нет. Конкурентная среда на рынке инноваций только улучшит конечный продукт, потребляемый украинцами.
Не стоит бояться также, по мнению Паладия, и уменьшения количества патентованных украинских разработок. Ведь у нас слишком много патентов годами пылятся на полочках исследовательских институтов, и не внедряются в производство. Причина этого проста – еще по старой совковой традиции многие исследователи регистрируют патенты лишь «для галочки», либо для получения очередной научной степени. Никакой практической пользы эти разработки не приносят. С повышением же ставок, таких случаев, предполагают в Госкомитете, будет все меньше и меньше.
Несмотря на эти доводы, упомянутый глава парламентского Комитета по вопросам науки и образования считает, что Госдепартамент необходимо ликвидировать как орган. Вместо него, считает Полохало, необходимо создать отдельный орган в структуре исполнительной власти, который сконцентрирует в себе все функции по защите интеллектуальной собственности. При этом не совсем понятно, чем такой новый орган будет кардинально отличаться от существующего ныне.
Сергей Попов, для E-NEWS