Анимированный пересказ отдельных положений «Плана действий Украина-ЕС», он никак не напоминал задекларированный «детальный документ», отвечающий на вопросы о предстоящих мерах выполнения Плана.
Поддающаяся сомнению способность как Украины, так и Евросоюза следовать намеченным ориентирам является главной угрозой на пути развития украинских евроинтеграционных чаяний. К сожалению, основания для таких сомнений имеются. В ближайшие 10-15 лет Европейскому Союзу предстоит выполнить ряд амбициозных программ дальнейшего углубления и расширения европейской интеграции, и это потребует огромных усилий и затрат.
Мониторинг выполнения «Плана действий Украина-ЕС» планируется проводиться на всех этапах сотрудничества в виде планирования, координации совместной работы, оценки текущей деятельности и подготовки соответственных отчетов. Так, первая совместная оценка выполнения указанного Плана задекларирована на 13 июня 2005 г. в рамках Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС в Люксембурге. Следующая – на октябрь 2005 г. во время Саммита Украина-ЕС в Украине.
ЕС дополнил План действий, одобренный Евросоюзом в декабре прошлого года десятью дополнительными пунктами по инициативе Верховного представителя Евросоюза по вопросам совместной внешней политики и политики безопасности Хавьером Соланой и комиссаром ЕС по вопросам внешних отношений и европейской политики соседства Бенитой Ферреро-Вальднер. Таким образом, по словам Тарасюка, в Украины уже будет полный вариант Плана действий, который представит собой конкретный, прагматичный документ. И если цели и задачи, в нем задекларированные, будут реализованы Украиной и ЕС, „возникнет критичная масса положительных сигналов, которые позволят переосмыслить будущие отношения Украины с Евросоюзом с перспективой выхода на новый документ – европейское соглашение или соглашение об ассоциации”. Появление этого документа ожидается на конец 2007 года.
Среди планов на ближайшую перспективу – начало консультации по вопросам расширенного соглашения между Украиной и ЕС, как только будут реализованы политические приоритеты Плана действий Украина-ЕС. Изучение возможности более тесного сотрудничества в сфере внешней политики и политики безопасности с перспективами присоединения Украины к позициям ЕС относительно региональных и международных вопросов также определено как неотъемлемая часть ожиданий на 2005 год. Стоит заметить, что в Евросоюзе с опаской восприняли инициативу президента Ющенко обсудить решение приднестровской проблемы непосредственно в рамках ГУУАМ. Ведь им были не только озвучены конкретные предложения Украины по приднестровскому урегулированию, но и высказано пожелание о создании единого миротворческого плана. Со стороны ЕС вызвало непонимание позиция украинской стороны об обсуждении данного вопроса не в рамках пятистороннего формата (Молдова, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина), а при участии Грузии и Азербайджана.
Развитие торгово-экономических отношений между Украиной и ЕС потребует пересмотра существующего анализа экономической целесообразности образования зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, который будет ускорен с целью начала переговоров по этому вопросу. Предполагается, что уже после присоединения Украины к ВТО Евросоюз будет готов приступить к реализации договоренностей, способных обеспечить доступ к рынкам ЕС украинских сталелитейных и текстильных изделий. Последние составляют свыше 30 % украинского экспорта в европейский регион (в частности, в марте этого года был согласован текст Соглашения о торговле текстильными изделиями между Украиной и ЕС). Хотя, безусловно, львиная доля украинского экспорта в ЕС и приходится на энергетические продукты и черные металлы, стоит заметить, что, судя по результатам 2004 г., увеличивается доля экспорта продукции с большей добавленной стоимостью (машины, оборудование, транспортные средства). Пока же на импорте Украины расширение ЕС сказалось мало, ведь колебание ввоза товаров со стран Балтии, с которыми ранее действовало соглашение о свободной торговле, не имело существенных последствий. Чего не скажешь об экспорте, объемы которого сократились вследствие нетарифных ограничений на продукцию черной металлургии, химической промышленности и машиностроения. Сократился также и экспорт электронного оборудования, что было связано не только с денонсированием указанного Соглашения, но также с особенностями сложившейся конъюнктуры мировых товарных рынков.
«Предоставление дальнейшей поддержки вступления Украины в СОТ и оказание помощи в реализации ей установленных требований» звучит в ключе с «усилением существующих контактов с Украиной с целью решения актуальных вопросов о предоставлении ей статуса страны с рыночной экономикой». И, несмотря на задекларированные добрые намерения, авторы Европейской политики соседства с удивлением относятся к настойчивому желанию Украины как можно быстрее стать обладательницей титула страны с рыночной экономикой. Для них это – не более, чем технический вопрос. Правда, все понимают, что получение Украиной подобного статуса существенно облегчит решение антидемпинговых споров, где зачастую ее приравнивают к Аргентине, являющейся так называемой суррогатной страной, позволяющей решать вопрос установления факта демпинга, основываясь на сравнении аналогичных ценовых показателей. Ведь только за последний год в отношении украинских черных металлов проводится три антидемпинговых расследования, инициированные еще ЕС-15, а на май текущего года запланировано введение еще трех подобных мер. Но, как в который раз мы убеждаемся, это - исключительно наши проблемы.
Прогнозируется начало переговорного процесса по либерализации визового режима до октябрьского саммита Украина-ЕС. Правда, для его начала Еврокомиссии необходимо получить соответствующее согласие со стороны Совета ЕС. Параллельно с вопросом о реадмиссии (а именно – с запланированным заключением соответствующего соглашения) будут рассматриваться не менее важные вопросы по упрощению передвижения по территории Евросоюза определенных групп населения. Кроме того, Киеву важно обеспечить не только развитие двух переговорных процессов с ЕС, но и претендовать на подписание соглашения со странами-поставщиками о приеме и передаче нелегальных мигрантов в ЕС через территорию Украины (естественно, своевременно побеспокоившись о том, чтобы Украина не стала таким себе отстойником нелегальной миграции). И, несмотря на отсутствие каких-либо серьезных сдвигов в решении вопроса миграционно-визовой политики Украины, лозунги типа „уникальный рынок Евросоюза предоставит миллионам (!) украинцев рабочие места, продолжают доноситься с голубых экранов.
Расширение сотрудничества в ключевых отраслях, таких, как энергетика, транспорт, охрана окружающей среды, а также развитие частного сектора – следующий пункт Плана. Предусматривается рассмотрение возможности участия в Европейской энергетической программе Intelligent Energy-Europe programme; изучение возможностей финансовой и правовой реструктуризации бизнеса, связанного с транзитом газа; сотрудничество в проектах в сфере энергосохранения с увеличением эффективности использования последней.
Особого внимания заслуживает пункт „оказание поддержки процесса гармонизации законодательства Украины и ЕС”. Ющенко, заявив на очередной пресс-конференции (13 мая 2005 г.) о том, что сейчас для Украины не лучший момент для того, чтобы говорить о ее членстве в Евросоюзе, признал тот факт, что де-факто Украине надо бы отвечать нормам и стандартам европейской политики, а посему – принять около 350 законов. Немного подумав, он вовремя переложил эту ответственность на новый парламент, который будет избран в 2006 году.
Приложение усилий в сфере демократии и верховенства как неотложный императив при использовании дальнейшей целевой помощи позволит обеспечить доступ к финансированию со стороны Европейского инвестиционного банка. Предоставление Украине кредита в размере 250 млн. евро, а также способствование дальнейшему финансированию помощи Украине полностью зависит от оценок, полученных Украиной при сдаче экзамена на реализацию процесса реформ.
Как отмечают аналитики, в условиях, когда экономическая безопасность становится одним из важнейших компонентов международной безопасности, Европейский Союз уже сегодня играет определяющую роль в обеспечении стабильности европейского континента. В этом контексте стабильность Украины зависит от ее связей с Россией, а отношения Евросоюза с Украиной определяются также уровнем связей ЕС-Россия, что объясняется не только необходимостью поддержания стабильности ближайшего „окружения”. Россия и ЕС также подписали пакет планов совместных с целью создания четырех общих пространств – европейского экономического пространства; пространства свободы, безопасности и правосудия (внутренней безопасности); пространства внешней безопасности; пространства научных исследований, образования, включая культурные аспекты. Но все так же независимые российские эксперты, ровным счетом, как и эксперты из стран ЕС, называют их в лучшем случае очередной „декларацией намерений”. „Европейскому Союзу необходима Россия как континентальное измерение, чтобы сохранить возможность участия в глобальной игре на равных с США”. Абстрагируясь от рассмотрения политической составляющей этого тезиса и концентрируясь исключительно на его экономическом подтексте, стоит заметить, что по прогнозным оценкам в ближайшее десятилетие наиболее динамичным уровнем развития смогут похвастаться кластеры стран, образованные при участии Китая, Индии и … России. Бразилия, которая также оказалась в списке наиболее перспективных в ближайшем будущем стран, является примером того, как региональная интеграция – помимо рисков распространения валютно-финансовых проблем в локальном масштабе – способна служить импульсом для развития экономики с последующим ее уверенным выходом на мировые рынки. Кажется, нынешний гарант Конституции признал этот факт, между прочим, не балуя нас деталями, а всего лишь задекларировав, что Украина должна формировать свой интерес с Россией через специфический механизм экономических, торговых, гуманитарных и других отношений. Опасность же, по его мнению, состоит в потенциальном противоречии в организации двух разных рынков – ЕС и ЕЭП. Хотя сложно не признать тот факт, что в рамках как преференциальной зоны, зоны свободной торговли, так частичного или полного таможенного союза, предполагаемых Единым экономическим пространством четырех стран, определенно будет наблюдаться усиление конкуренции, которое скажется на уровне производимых товаров или предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, поспособствует адекватной оценке собственных возможностей многими фирмами с ориентацией на экспорт перед изматывающим забегом на рынки Евросоюза (при условии, что нас туда все же пустят).
Но на сегодня сам Евросоюз признает деликатность ситуации, в которой оказался Ющенко и Ко, разрекламировавшие перспективы и преимущества для Украины общего европейского дома, конкретизируя очередную мечту о светлом будущем. Последняя волна расширения на Восток принесла серьезные дополнительные вопросы в концепцию ЕС и заставила задуматься о своевременном решении вопроса европейского гостеприимства.
Наталия Володина forUm.