Быть свидетелем чьих-то слез всегда тяжело, поэтому чаще всего «утешители» всячески уговаривают плачущего перестать, приводя при этом миллион вариантов решения «пустяковой проблемы», между тем, от них ждут только сочувствия.
В чем дело?
К моментам, когда человек плачет при вас, нужно относиться с особым уважением и деликатностью. Вас просят об участии, в вашей поддержке нуждаются, вам оказывают серьезное доверие – и нужно сделать все, чтобы его оправдать.
Наших близких очень ранит «не плачь», которое расшифровывается ими как: «Скорее перестань чувствовать то, что ты чувствуешь, а то я уже изнемогаю».
Чтобы не впадать в панику при виде чужих слез, нужно разбираться в том, что такое плач, каковы его функции, и какой именно поддержки от нас ждут.
Анатомия плача
Рыдания. В первые месяцы жизни младенцы плачут без слез – это их речь, способ позвать неравнодушных сородичей на подмогу и сообщить им о наболевшем: мокрый, голодный, устал. Устранение дискомфорта – вопрос выживания для беспомощного и уязвимого малыша. Это подросток может попасть под дождь и спокойно болтаться по городу в мокрых джинсах. А младенец воспринимает сырые пеленки как угрозу жизни – ни больше, ни меньше.
Столкнувшись с дискомфортом, дитя всем телом напрягается, болезненно сжимается – и уже через несколько мгновений сотрясается от рыданий и всхлипов. Таким образом младенец достигает сразу двух целей – информирует о своей беде и освобождается от изматывающего мышечного напряжения.
Это наш первый опыт плача – рыдание. Оно выражает глубокое горе, личную боль и сопровождается сильными всхлипами и ритмическими волнами, пробегающими по всему телу. Взрослые люди тоже рыдают – это тот самый плач, который (будучи достаточно продолжительным) облегчает душевную боль, связанную с эмоциональной травмой, дает физическую разрядку. Прервать этот процесс – значит, загнать боль внутрь.
Стенания, завывания. Мучительно горькие чувства проявляются не только в виде рыданий. Когда страдание кажется непереносимым и бесконечным, плач принимает форму завываний. Это характерно для женщин, переживающих тяжелую утрату.
Мужчины, как правило, не способны издавать такие высокие воющие звуки. Их способ выразить боль, которая кажется неизбывной или нестерпимо долгой – стоны или стенания, звуки низкого тембра. Интересно, что в стенаниях нет протеста, присущего завываниям, – для них скорее типичны ноты смирения и покорности.
Горе луковое
В телесериалах любят показывать крупным планом лицо актрисы с застывшими на нем слезами. Обратите внимание, что сериальные слезы гораздо крупнее слез «естественного происхождения».
Ничего удивительного: большие слезы начинают течь после того, как к лицу поднесут лук.
Плач. С четырех месяцев у нас появляются слезы – а с ними и возможность реветь как полагается, причем не только в тех случаях, когда сквозит или пора сменить памперс. Слезами мы реагируем на разочарование, отчаяние, боль, обиду, печаль, это наша жалоба – «за что? за что?»
Так мы принимаем действительность, осознаем нанесенные нам раны. Да, пролитые слезы не изменяют травмирующей ситуации, но, выплакавшись, мы чувствуем облегчение.
Плач со слезами – исключительно человеческая реакция. Мы - единственные живые существа, которые слезами выражают свое сопереживание. Конечно, плачут некоторые животные, но, например, у китов через слезные каналы выделяется жир, а всем известные крокодиловы слезы проистекают не от сильных эмоций, а оттого, что организм крокодила выводит таким манером излишки соли.
Почему мы говорим «не плачь»?
Потому что нам тяжело осознавать собственное бессилие. Наш ранний опыт говорит, что плач – это мольба о помощи, знак того, что плачущему угрожает серьезная опасность. Наш первый импульс при виде слез близкого – спасать, а как спасешь взрослого человека, если его проблемы нам неподвластны, если они сложнее, чем выпавшая пустышка или мокрый памперс?
Потому что нам непонятен предмет оплакивания. Сложно сострадать, если вам чужды карьерные страсти или сокрушительный провал любимого пуделя на выставке собак. Так и тянет объяснить, что просто нелепо убиваться из-за такой ерунды.
Потому что нам кажется, что уж если разделять чужую печаль – то по-честному, на все сто, а у нас нет ни внутренних сил, ни желания взваливать на себя такую ношу.
На самом деле, лучшее, что мы можем сделать для плачущего человека – дать ему возможность выплакаться в безопасной и эмоционально комфортной обстановке. Любопытно, что требования к безопасности у каждого пола свои.
Мужчины плачут
С того момента, как акушер сообщает: «У вас мальчик!», бедный ребенок попадает в тиски условностей, стоящих ему нескольких лет жизни. Мужчины плачут в 5-7 раз реже, чем женщины. Не потому, что мужская жизнь в 5-7 раз веселее и безоблачнее. Просто всем известно: «мальчику плакать стыдно и неприлично».
Даже наедине с собой многие мужчины не решаются дать выход нервному напряжению. Невыплаканные слезы и подавленные в себе негативные эмоции, по свидетельствам медиков, - прямой путь к психосоматическим заболеваниям.
Если отношения в паре искренние и теплые, а мужчина достаточно уверен в себе, иной раз он позволяет себе заплакать при женщине. Задача женщины – не обмануть доверия партнера в минуты, когда он открыт и особенно раним.
Каким образом?
Во-первых, следует избегать расспросов и многословия – стоит выразить сочувствие и далее ограничиться физическим контактом: объятиями, прикосновениями.
Во-вторых, нельзя первой начинать обсуждение происшедшего: «Ой, милый, ты знаешь, когда ты вчера плакал, у меня прямо сердце разрывалось!» Если мужчине нужно поговорить об этом, пусть начнет сам.
В-третьих, мужчина плачет при вас не для того, чтобы вы бросались его выручать – ему нужно осознание того, что вы способны принять его и огорченным, и уставшим, и печальным. Помощь предложить можно, но навязывать ее не стоит – мужчины не любят чувствовать себя опекаемыми.
В-четвертых, не нужно вести себя так, будто его слезы – это нечто из ряда вон выходящее. Это обычная эмоциональная реакция, которая позволит человеку легче пережить стресс и усталость.
Женщины в слезах
Слабому полу традиции позволяют при желании всплакнуть, но все больше женщин предпочитает делать это в одиночестве, таясь от партнера. Почему?
Статистика
В течение жизни по лицу человека стекает 70 л слез — это 4,2 миллиона слезинок.
По поводу радостных событий проливается 21% слез. В 30% случаев люди плачут от гнева, страха или неудач.
Тридцатилетняя Света возвращается домой после тяжелой рабочей недели, в метро ей нахамил какой-то добрый человек. Егор, муж, находит ее всхлипывающей в уголке дивана и бросается в бой:
Что стряслось, милая?
Так устала… И в метро один недоумок толкнул меня в дверях.
Я же предлагал за тобой заехать!
Господи, при чем тут это?
Так, давай ты побыстрее получишь права и я отдам тебе машину.
Хорошо, - раздражается Света и продолжает рыдать.
Ну ведь решили все, чего ты расстраиваешься? – закипает Егор.
Света встает и оскорбленно уходит в другую комнату.
Что произошло? Света нуждалась в эмоциональной поддержке мужа, то есть – в объятиях, сострадании, в словах, которые покажут ей, что муж считает ее слезы обоснованными: «Да, моя бедная, да, моя хорошая… как мне жаль, что ты сталкиваешься с хамством… как это обидно… я все сделаю, чтобы тебе помочь (без деталей и графиков!)»
Егор же видел проблему, которую надо решить - рационально. Его женщину обидели в метро, пусть она ездит на его машине, вот и отличный выход, который Егор предлагает Свете и простодушно ждет благодарности.
Света, получив рацпредложение, заливается пуще прежнего, так как никто ее не жалеет и не гладит по головке. Егор начинает беситься, видя, что его заботой пренебрегли.
Как быть
Как минимум, мужчине не нужно оспаривать право женщины на слезы бодрыми заявлениями – «да из-за чего тут плакать, я вообще не понимаю?!» Максимум – понять, из-за чего тут плакать, и проявить к этому уважение и сочувствие.
Даже осознавая целительную силу плача, не так-то просто справиться с искушением убежать, куда глаза глядят, из комнаты, где безутешно рыдает родной человек. Но истинная близость в отношениях наступает, когда вы оба можете рассчитывать на такт, поддержку и утешение.
Источник: Med.Портал.
E-NEWS