Mittal Steel с февраля вел переговоры о приобретении польского завода, но не смог их завершить. Напомним, что до 15 апреля, т.е. за две недели до истечения срока переговоров, компания парафировала все условия для покупки завода за исключением «социального пакета» с заводскими профсоюзами. Хотя это условие не было основным требованием для завершения транзакции, представители Министерства имущества Польши заявили, что без его принятия сделка не состоится.
После этого, право на переговоры передали ИСД, при этом существенно ограничив временные параметры сделки. Согласно коммюнике Министерства имущества Польши, до 19 мая (до 15.00) ИСД должен «утрясти» окончательную цену за завод, до 13 июня должен представить банковские гарантии, а до 17 июня – парафировать «условные обязательства договора продажи паев». На переговоры с профсоюзами украинцам выделен период с 24 мая по 16 июня. Однако, как сообщил представитель ИСД в Польше Константин Литвинов, предварительные переговоры начались уже 16 мая.
Как сообщил Яцек Лески, пресс-спикер ИСД, право на эксклюзивные переговоры были переданы концерну без каких-либо предварительных условий. Таким образом, украинская сторона пока не изменила цену, предложенную в первоначальной оферте. Однако, в своей оферте ИСД предложил на zł143 млн. меньше, чем Mittal Steel (zł1,251 млрд.). Напомним, что правительство Польши после провала переговоров с индусами предложило ИСД поднять цену за Huta Czestochowa до уровня конкурента, однако получила отказ, из-за чего торги с Mittal Steel были пролонгированы до 13 мая.
Благодаря какой тактике украинский концерн одержал вверх над индусами? Не секрет, что за Mittal Steel в мире сложилась негативная репутация вследствие халатного отношения холдинга к развитию социальной сферы на подконтрольных ему предприятиях. Поэтому незыблемость позиций трейдюнионов в переговорах вполне понятна. Именно преимущество своего «социального» пакета, а также позитивного имиджа компании, заботящейся о соцсфере, использовал ИСД в борьбе за Huta Czestochowa. Предложению ИСД добавила позитив и выгодная для предприятия инвестиционная составляющая оферты (в ней предусмотрены сохранение производства стали и листа в прежних объемах). Также можно говорить о том, что согласие украинской корпорации хенджировать ценовые риски на судостроительный лист для государственных верфей помогло склонить чашу весов в пользу ИСД.
Заявления ИСД о необходимости прозрачности проведения приватизационного конкурса, а также соответствующая информационная политика, обеспечили корпорации положительный имидж в глазах польского общества и экспертного сообщества. Собственно, это стало причиной заявлений британо-индийского холдинга о давлении на правительство Польши со стороны ИСД.
Тем временем, в ИСД обеспокоены столь сжатыми сроками переговорного процесса (4 недели). На пресс-конференции вице-президент консорциума «Индустриальная группа», управляющего активами ИСД, Александр Пилипенко напомнил журналистам, что крупнейшему мировому сталелитейному холдингу Mittal Steel за 11 недель не удалось достичь договоренностей. «Время осталось критически мало, однако, мы настроены оптимистично, - сообщил А.Пилипенко. - Если мы за это время успеем договориться, то это будет еще большая победа, чем приглашение нас к переговорам».
А.Пилипенко считает, что договориться с кредиторами и профсоюзами у ИСД не вызовет проблем. Но, возможно, времени не хватит найти компромисс с Министерством имущества Польши, которому предстоит согласовывать новый текст документов продажи. Ведь ИСД официально со старта переговоров отказался обсуждать бумаги, оставшиеся еще от Mittal Steel. Кроме того, необходимо также получить разрешения Антимонопольного комитета, Министерства внутренних дел Польши и Европейской комиссии.
Не стоит также сбрасывать со счетов и сам Mittal Steel, который может обратиться в суд, что, естественно, затянет процесс приватизации и усугубит и так непростую финансовую ситуацию на заводе. По словам А.Пилипенко, 17 июня – крайний срок, поскольку после начнется процедура банкротства предприятия. «Мы не хотим этого допустить, - сообщил вице-президент, - но переговоры будут крайне сложными. Минимущества готово нам предложить варианты «одежды», который был согласован с Mittal Steel, но мы от этого отказались».
Что касается смысла приобретения Huta Czestochowa, то тут существует несколько векторов стратегии ИСД в центрально-восточном регионе Европы. Во-первых, это сбыт листовой продукции в закрытом рынке ЕС в обход квот. Во-вторых, это синергия польского предприятия с украинскими заводами, на которых начаты процессы модернизации. Т.е. будет создана вертикально-интегрированная производственная цепочка, включающая Алчевский меткомбинат, ДМК им. Дзержинского и Huta Czestochowa. Ввоз полуфабрикатов с отечественных предприятий на польское, обладающее большими прокатными мощностями, позволит украинской группе усилить свои позиции на рынке Польши.
Сейчас финансовое положение Huta Czestochowa - одно из самых плачевных на метпредприятиях ЦВЕ. Долги появились в результате реконструкции. Завод с полным производственным циклом, коим ранее была Huta Czestochowa, разделили на отдельные юрлица: коксохимическое производство отдельно, электросталеплавильные мощности отдельно, раньше были доменные печи, мартены. Из-за этого Huta Czestochowa не имеет достаточных ресурсов для полной загрузки своих прокатных мощностей. Как раз сотрудничество с украинцами и позволит вытащить предприятие из долговой ямы.
Также следует отметить перспективу появления нового мощного игрока на металлургическом рынке в центрально-европейском регионе. Так, по словам А.Пилипенко, польское правительство вынашивает идею создать некий концерн с будущими собственниками Huta Czestochowa и чешским меткомбинатом Vitkovice Steel, основными поставщиками листа на польские верфи, которого нет ни в Польше, ни в Чехии. Таким образом, очевидно, что подобным способом будут ослаблены позиции Mittal Steel в ЦВЕ, которому может быть создан весьма серьезный противовес в лице новой надрегиональной структуры.
Источник ugmk.info