Магнитогорский меткомбинат сейчас находится в осадной положении. Почти полторы недели назад его основной поставщик железорудного сырья — казахстанское Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение прекратило отгрузки продукции. Вслед за этим поставки прекратились с Михайловского ГОКа. Информация о том, что Усманов ведет переговоры с собственниками Соколовско-Сарбайского объединения и делает это вполне успешно, не прибавляет оптимизма собственникам Магнитки во главе с главой совета директоров ММК Виктором Рашниковым — на комбинате уже начали останавливать доменные печи из-за дефицита руды. Рашников в результате был вынужден начать переговоры о сотрудничестве с альтернативными поставщиками. Сначала ему удалось договориться с “Северсталью” о поставках в мае с принадлежащего ей “Карельского окатыша” 50 тыс. тонн окатышей.
А 11 мая с рабочим визитом Магнитогорский меткомбинат посетила делегация Полтавского ГОКа во главе с его главным акционером, народным депутатом Украины Константином Жеваго. В результате проведенных переговоров была достигнута договоренность о поставках в мае на Магнитку 30 тыс. тонн окатышей из Полтавы с возможным увеличением поставок в перспективе до 250 тыс. тонн в месяц. Владельцы Полтавского ГОКа на радостях даже заявили, что мощность их комбината составляет 10 млн. тонн окатышей в год, но предприятие готово увеличить этот объем вдвое. По сообщению пресс-службы ММК, украинские гости выразили “большую заинтересованность в сотрудничестве с Магниткой.
Усманов прокомментировал попытки магнитогорцев найти новых поставщиков железорудного сырья как заведомо проигрышную тактику, которая позволит им только потянуть время.
“Рашников подписывает контракты с ГОКами, которые заведомо не могут обеспечить потребности ММК. Делается все это только для того, чтобы поддерживать какой-то запас руды и продолжить административное давление на нас”, — говорит Усманов. И добавляет: “Мы ему отвечаем: “No pasaran!”.
С утверждением, что Полтавский ГОК не сможет обеспечить потребности ММК, трудно поспорить. По крайней мере, сейчас. Почти 100% своей продукции — около 650-700 тыс. тонн окатышей в месяц — комбинат поставляет в страны Восточной и Западной Европы по долгосрочным контрактам, и не может сразу отвлечь необходимый для ММК объем сырья. Более того, Полтавский комбинат сейчас производит меньше руды и концентрата, чем может переработать на своих фабриках окомкования, что заставляет его покупать концентрат в России. В частности, в 2004 году комбинат закупил 629 тыс. тонн железорудного концентрата, в нынешнем году покупает около 80 тыс. тонн в месяц, причем его основным поставщиком является уже упомянутый Лебединский ГОК. Как стало известно, сейчас Константину Жеваго угрожают прекращением поставок с “Лебединки”, если он будет сотрудничать с Рашниковым. Ответ Константина Валентиновича, как утверждают, еще не поступил.
Впрочем, можно предположить, что Жеваго не в восторге от политики, которую ведет Усманов. Речь идет об амбициозных планах последнего создать Евразийскую горно-металлургическую компанию на базе Михайловского и Лебединского ГОКов в России, Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения в Казахстане, Южного и Ингулецкого горно-обогатительных комбинатов в Украине. Усманов говорит, что такая консолидация позволила бы создать четвертую в мире компанию по объемам добычи железной руды с годовым производством 78 млн. тонн и возможностью увеличения добычи до 100 млн. тонн в год. При этом в качестве главного потребителя продукции будущего горнорудного монстра в Европе он видит крупнейшего в мире производителя стали — холдинг Mittal Steel. А здесь уже напрямую могут быть задеты интересы Жеваго, поскольку его Полтавский ГОК является крупным поставщиком окатышей в Восточную Европу — Чехию, Словакию, Сербию, Румынию и Польшу — и на тамошние заводы Mittal Steel в частности.
Так, на рынках Польши и Румынии доля окатышей Полтавского ГОКа составляет 52% и 50% соответственно, Словакии — 20%, Чехии — 11%. Уже сейчас комбинат испытывает острое конкурентное давление на этих рынках со стороны Михайловского и Лебединского ГОКов, и, разумеется, не заинтересован в его увеличении.
Впрочем, исходя из того, что ключевой тенденцией развития мирового рынка металла является глобализация, можно сделать прогноз, что Жеваго все-таки придется интегрировать Полтавский ГОК в мощную бизнес-группу, имеющую либо значительные сталелитейные, либо горнорудные активы. Не исключено, что таковой может стать группа Усманова-Анисимова, в ином случае вполне может оформиться альянс ПГОКа с Магниткой. Представители последней уже заявили, что совсем не против покупки Полтавского ГОКа. Вполне возможно, что Рашников и Жеваго пойдут по пути, который уже был проложен Новолипецким меткомбинатом и “Металлоинвестом” в начале 2004 года, когда 59,8% Стойленского ГОКа были обменены на 15,5% акций НЛМК, после чего меткомбинат докупил оставшиеся акции и получил полный контроль над горно-обогатительным комбинатом. Ведь Магнитке, откровенно проспавшей период раздела российского железорудного сырья, определенно хочется наверстать упущенное. И для достижения этих целей Рашников и партнеры могут не поскупиться.
Источник УкрРудПром