Сегодня в ВР Украины планируется рассмотрение законопроекта об оппозиции, вопрос, который «кочует» из повестки в повестку дня парламентских сессий еще с прошлого четверга. На минувшей неделе депутаты так и не успели законодательно закрепить права оппозиции из-за затянувшейся эпопеи с бюджетом. В пятницу решили не рассматривать закон из-за того, что традиционно в последний рабочий день недели в сессионном зале присутсвует слишком мало депутатов.
Впрочем, также традиционно разделились мнения по поводу того, насколько срочно надо вообще рассматривать «оппозиционный» законопроект. Координатор парламентского большинства Раиса Богатырева заявила, что Верховная Рада не будет его рассматривать в ближайшее время, поскольку он пока не в полном объеме обсуждался в профильных парламентских комитетах и фракциях. Бютовец Александр Турчинов в тот же день сказал, что если рассмотрения не произойдет, и антикризисная коалиция захочет закон заблокировать, то оппозиция будет прибегать к "активным действиям", в первую очередь – блокировать трибуну и президиум парламента.
В результате арбитром в который раз пришлось выступить спикеру парламента Александру Морозу. «Чтобы не мешкать», он согласился вынести законопроект на рассмотрение уже завтра. Таким образом, можно ожидать, что с завтрашнего дня украинские политики, и без того застрявшие в бюджетном процессе, забуксуют по новому поводу. При этом острее проблему, чем закон об оппозиции, даже представить трудно, учитывая, с одной стороны, всевозможные комбинации противостояний в украинском политикуме, с другой - давние споры о необходимости закона об оппозиции, которые ведутся во всем мире. Их суть сводится к тому, что принятие отдельного закона об оппозиции не является необходимым условием для существования развитой демократии.
По данным украинской Лаборатории законодательных инициатив, фактически нигде за рубежом нет отдельного закона об оппозиционной деятельности. Это связано с тем, что деятельность оппозиции вне парламента подпадает под регулирование законодательства о свободе выражения взглядов, митингах и демонстрациях, а деятельность парламентского меньшинства регулируется Регламентом парламента. Кроме этого, во многих странах нереально провести тонкую грань между оппозиционностью и обычным несогласием с тем или иным решением или деятельностостью силы, обладающей властью. И закреплять законодательно такую нестабильность просто нет особого смысла. В частности, в Великобритании роль оппозиции в парламентской жизни практически сводится к внесению депутатских запросов, инициированию отставки правительства и участию в распределении должностей в комитетах пропорционально уровню представительства оппозиции. Правда, их оппозиция имеет право формировать так называемое «теневое правительство. Кстати, в Украине эту миссию уже поспешили возложить на Юлию Тимошенко. Что во всех смыслах рано. И, прежде всего, учитывая сегодняшнюю политическую свистопляску, (в частности, танец под названием «роспуск парламента», основные па которого уже разучивают все украинские политики). Каждая политическая сила понимает, что, голосуя сегодня за закон об опозиции, завтра она может запросто оказаться как раз в оппозиционном лагере. Так что пока очень трудно делать прогнозы, кто окажется при власти, а кто – с правом на формирование теневого правительства. Похоже, только Юлия Тимошенко уже все обдумала и со свойственной ей безапелляционностью предрекает будущую жизнь по нормам нового закона не нынешней оппозиии, а Партии регионов.
Что касается представителей этой фракции, то один их них, народный депутат Ярослав Сухой, предсказал, что в целом «закон пройдет в сессионном зале спокойно и легко». Правда, Ярослав Михалойлович тут же уточнил, что главным требованием Партии регинов к этому законопроекту, будет отмена финансирования полномочий оппозиции из государственого бюджета. «Не будет у оппозиции ни кабинетов, ни шикарных машин», - уверен он. Своеобразным «камнем преткновения» вопрос финансирования оппозиции считает и лидер коммунистов Петр Симоненко. «Нельзя в бюджете страны отдельной строкой финансировать оппозиции в ВР. Это очень опасная вещь, которой иначально нарушается целостность отвественности законодательного органа за принятие законов во имя интересов народа Украины», - считает он. Впрочем, фракция коммунистов вообще не собирается гололосовать за предложенный закон, так как считает его просто абсурдным. «Там глупости предлагаются по содержанию, их нельзя вообще рассматривать» - считает лидер КПУ.
Между тем эксперты полагают, что шансы на принятие закона как никогда высоки именно потому, что среди его соавторов разные политики: Вячеслав Коваль от блока «Наша Украина», Николай Комар, Елена Лукаш, Михаил Чечетов, Вячеслав Чорновил (все из фракции Партии регионов), Юлия Тимошенко, Николай Томенко, Александр Турчинов, представляющие фракцию БЮТ и Ярослав Мендусь от СПУ. Вместе с тем, принимая во внимание общее пренебрежение к правам инакомыслящих в политике Украины, определить на законодательном уровне понятие оппозиции, закрепить за ней определенные права и гарантии их реализации, все-таки нужно. И, наверное, правы представители фракции БЮТ, которые говорят о том, что голосование закона об опозиции - это экзамен на демократию, который Украина в очередной раз пытается сдать.
Елена Петрив E-NEWS