Однако дефицит железной руды на мировом рынке, возникший вследствие резкого расширения китайского импорта (от 70 млн. тонн в 2000 году до 208 млн. тонн в 2004-м), и оправдавшиеся опасения металлургов по поводу взлета цен на сырье привели к невиданной ранее серии соглашений, покрывающих поставки до 200 млн. тонн руды в год в течение ближайших 10-20 лет.
При этом, такие контракты между "большой тройкой" и ведущими сталелитейными корпорациями в Европе и Восточной Азии выгодны всем заинтересованным сторонам: металлурги получили гарантированное обеспечение рудой по стабильным ценам, а горнодобывающие компании — возможность планомерно вкладывать средства в освоение новых месторождений, продукция с которых уже имеет своих покупателей. Более того, во многих случаях сталелитейные компании выступали в качестве не только торговых партнеров, но и инвесторов, принимающих участие в расширении мощностей действующих комбинатов или строительстве новых.
Больше всего долгосрочных контрактов на счету CVRD — крупнейшего в мире производителя железной руды. Еще в январе 2004 года компания заключила новое соглашение с Baosteel , ведущей металлургической корпорацией Китая. В дополнение к уже действующему контракту, в рамках которого CVRD с 2001 года ежегодно поставляет китайской компании по 6 млн. тонн сырья, с 2006 по 2016 год бразильцы обязались отправлять Baosteel до 14 млн. тонн руды в год. На максимальный объем (20 млн. тонн в год) поставки выйдут в 2010 году.
В феврале 2004 года CVRD подписала соглашения с европейскими компаниями Arcelor и Corus. Британо-нидерландская группа уже в текущем году должна получить по этому контракту первые 5 млн. тонн руды, а с 2009 по 2014 год объемы поставок будут составлять 10 млн. тонн в год, покрывая 40% потребностей Corus в сырье. Соглашение с Arcelor было заключено только на 5 лет, но зато европейская компания, имеющая к тому же дочернее предприятие Belgo-Mineira в Бразилии, будет получать от CVRD по 20 млн. тонн руды в год. На то время это был крупнейший контракт в истории отрасли и остается таковым для CVRD.
Летом-осенью 2004 года бразильская группа договорилась о долгосрочных поставках еще с несколькими потребителями. Японская Nippon Steel в течение 10 лет будет получать от нее по 7 млн. тонн руды в год, другая японская компания, JFE Steel, с 2007 года также будет 10 лет закупать в Бразилии по те же 7 млн. тонн руды в год, но дополнительно в условия соглашения входят ежегодные поставки 800 тыс. тонн окатышей в Японию и 2,2 млн. тонн концентрата — на агломерационную фабрику JFE на Филиппинах. Корейская Posco с 2005 по 2015 год получит от CVRD 103 млн. тонн сырья.
Кроме того, в прошлом году CVRD заключила и ряд менее крупных долгосрочных контрактов. Так, китайская Shougang в течение 8 лет закупит в Бразилии 15,7 млн. тонн руды, японская Sumitomo — по 2 млн. тонн в год в течение 10 лет, тайванская China Steel — 600 тыс. тонн окатышей в год на протяжении 7 лет.
Характерной особенностью CVRD стало то, что бразильская компания будет реализовывать все проекты расширения мощностей самостоятельно или в рамках уже действовавших партнерских соглашений с крупнейшими потребителями (например, Nippon Steel и JFE Steel). Только в 2005 году CVRD намерена потратить на эти цели 3,36 млрд. долларов.
Австралийские компании BHP Billiton и Rio Tinto, наоборот, активно привлекали клиентов к реализации своих проектов. Так, BHP Billiton, заключив контракт с четырьмя китайскими корпорациями (Wuhan, Maanshan, Jiangsu Shagang, Tangshan) на поставку 12 млн. тонн руды в течение 25 лет на общую сумму 9 млрд. долларов (а затем — еще 12 млн. тонн в год на протяжении 10 лет), создала совместное предприятие Wheelara, которому передала в субаренду свой рудник Jimblebar. При этом, BHP Billiton оставила в нем за собой 51% паев, а каждый из китайских заводов-покупателей получил по 10% (остальные паи достались двум японским трейдерским компаниям).
Аналогичным образом поступила BHP Billiton и при заключении своего второго крупного контракта с японской JFE Steel, которая в течение 11 лет будет ежегодно получать по 16 млн. тонн руды (общей стоимостью 3,7 млрд. долларов). Было официально объявлено, что стороны создают совместное предприятие, которому BHP Billiton отдает в субаренду комбинат Western 4, входящий в железорудный комплекс Yandi в Западной Австралии, а также передаст права на разработку месторождения Lower Channel Iron Deposit с подтвержденными запасами 160 млн. тонн руды. Доля BHP Billiton в совместном предприятии составит 68%, JFE — 20%, остальное снова достанется японским трейдерам.
В принципе, BHP Billiton ограничилась всего двумя крупными долгосрочными контрактами (плюс небольшое соглашение о поставке 4 млн. тонн руды в год в течение 5 лет своему бывшему сталелитейному подразделению Bluescope Steel). Другая австралийская компания Rio Tinto также сделала ставку на небольшое число крупных соглашений. С ее участием был заключен пока что самый широкомасштабный контракт в отрасли, в рамках которого консорциум из 12 китайских компаний будет ежегодно закупать у Hamersley Iron и Robe River — двух железорудных подразделений Rio Tinto — соответственно по 30 млн. и 10 млн. тонн сырья в год в течение 10 лет. Кроме того, 7 млн. тонн в год в течение 10 лет будет поставляться китайской корпорации Baosteel, а 7,5 млн. тонн на протяжении 20 лет — японской Nippon Steel.
В своей работе с потребителями Rio Tinto так же прибегает к созданию совместных предприятий. Так, при заключении контракта с Nippon Steel японская компания приобрела 28% прав Hamersley Iron на разработку месторождения Beasley River и примет участие в строительстве там железорудного комбината. Совместное предприятие с Baosteel австралийцы основали еще в 2002 году, сейчас оно поставляет в Китай около 10 млн. тонн руды в год. Всего, по данным руководства Rio Tinto, в рамках СП и долгосрочных контрактов австралийская компания с 2006 года будет поставлять в Китай 85 млн. тонн железной руды в год. В этом отношении Rio Tinto оказалась не менее успешной, чем лидер отрасли CVRD.
В 2005 году заключение долгосрочных контрактов на рынке железной руды прекратилось (последнее соглашение заключила катарская металлургическая компания Qasco). Большинство крупнейших производителей стали в Восточной Азии еще в прошлом году гарантировали себе поставки по стабильным ценам на длительный период, у других, похоже, все еще действуют заключенные ранее соглашения. В дальнейшем многое будет зависеть от объемов китайского импорта. Если он будет нарастать теми же темпами, что и в прошлом году, а дефицит железной руды на мировом рынке сохранится и на 2006 год, вероятно, у металлургов появятся новые стимулы для подписания новых многолетних контрактов на поставки сырья.
Инф. УкрРудПром