Как-то один знакомый признался мне, что единственная вещь, в которой интернет не может ему помочь - это заправка автомобиля. Приходится самому тащиться и подставлять бок машины под шланг. Не один десяток опрошенных мной людей согласен с тем, что интернет - вещь полезная и даже незаменимая. Однако среди пользователей и ценителей новых технологий существуют определенные возрастные разграничения.
По статистике даже в развитых странах пожилые люди пользуются всемирной компьютерной сетью гораздо реже молодежи.
Свое собственное «социологическое исследование» я провела в Израиле.
Израильский учитель-пенсионер Моше Авнер (67 лет), ныне возглавляющий благотворительную организацию, склонен согласиться с такими данными.
По его словам, из всех его друзей компьютеры есть только у тех, кто все еще продолжает заниматься какой-либо деятельностью.
Памперсы, интернет и кроссворды
Биолог Инга Толстопятова (74 года) утверждает, что все еще работает в научном институте во многом благодаря интернету.
«В моем возрасте уже трудно постоянно мотаться по заповедникам и исследовать численность грызунов, например, - говорит она. - В сети я нахожу все недостающие данные, которые позволяют мне проводить другие этапы исследовательских работ. Вообще я считаю, что памперсы и интернет - величайшие изобретения последних лет. Говорю это как не знающая хлопот бабушка и как продолжающий работать специалист».
В целом, встречавшиеся мне жители Запада преклонного возраста оказались более искушенными в современных технологиях, чем живущие и дома и за рубежом россияне той же возрастной категории.
Некоторые специалисты связывают это с разными финансовыми возможностями пенсионеров, а некоторые просто ссылаются на неискоренимую привычку соотечественников жить по-старинке.
Татьяна Фомина (69 лет) говорит, что она и интернет «существуют в параллельных мирах».
«Более того, - говорит она - я даже немного опасаюсь, что новые тенденции, связанные с интернетом, осложнят мне жизнь. Например, если со временем счета за коммунальные услуги или письма будут приходить только по интернету, я не буду знать, что делать. А пока от интернета страдает только мое безобидное хобби - разгадывание кроссвордов. В них появилось такое количество компьютерных терминов, что постоянно приходится консультироваться с внуком».
Интернет и поколения
По данным израильского социологического агентства «Акцент», люди среднего возраста, от 40 до 60 лет, пользуются интернетом гораздо чаще, чем пенсионеры. Однако особого ажиотажа среди них тоже нет. В основном в этой возрастной категории использование интернета связано сугубо с профессиональной деятельностью.
Семья Хаима Матари (47 лет) прекрасно это иллюстрирует. «Нас пятеро братьев, - говорит Хаим, - Я, водитель автобуса, и еще один брат, который ремонтирует квартиры, не пользуемся интернетом вовсе, в работе он нам не нужен. Двое других - бухгалтер и учитель - сидят за компьютером довольно много, а младшего, ему 34 года, вообще оттащить нельзя».
По данным того же «Акцента», самыми активными пользователями интернета являются люди от 15 до 35 лет - старшеклассники, студенты и молодые люди, независимо от их рода занятий.
Они пользуются самым большим набором услуг, предоставленных всемирной сетью - от виртуального посещения библиотек до знакомств в чатах и покупки бытовой техники.
Погода и рецепты
Даша Воробьева (32) - домохозяйка. Свой день она начинает с просмотра прогноза погоды в интернете.
«Казалась бы мелочь, но я всегда знаю, как одеть детей в школу. За годы сидения дома я исчерпала все известные мне рецепты и теперь готовлю по советам из интернета. Но самое главное - учу китайский язык и ищу работу. В этом, пожалуй, главное достоинство интернета - решать свои проблемы, не выходя из дома».
Дашин главный компьютерный эксперт - ее семилетний сын. Одним нажатием клавиши Миша попадает на сайты, неизвестные даже его маме. Но кроме бесконечных стрелялок с роботами и монстрами, мальчик находит в сети и много полезного.
Маленький Миша представляет поколение, которое не помнит времен, когда интернета не было вовсе.
Его родители пристрастились к нему по ходу дела, и теперь с трудом представляют, как обходились без него раньше.
А бабушка опасается, что вскоре за ненадобностью могут упразднить почты, и ей, чтобы получить пенсию, придется осваивать то, о чем, она уверена, не читала ни у Беляева, ни у Брэдбери.
Анастасия Успенская
Би-би-си