Сегодня парламентарии не поддержали во втором чтении поправки к Закону «О борьбе с коррупцией».
Инициатором поправок выступил экс-коммунист, а ныне член группы «Народного блока Литвина» Анатолий Мороз.
Суть поправки Мороза исключительно проста: в перечень ответственных за правонарушения, связанные с коррупцией, предлагалось ввести еще одну категорию граждан. Если бы депутаты приняли поправки, то за коррупционные деяния несли бы ответственность наравне с государственным служащими, нардепами, чиновниками местного самоуправления, еще и руководители и другие должностные лица государственных предприятий, ведомств и организаций.
Дело в том, что сегодня далеко не каждый из топ-менеджеров, которых государство назначает на тот или иной пост, подпадает под понятие «коррупционер».
Конечно, вряд ли подобная ситуация может считаться нормальной. Через многие государственные предприятия проходят значительные финансовые потоки, и поле для коррупционных действий у топ-менеджеров значительное. В этом плане вряд ли можно сравнить, скажем, депутата местного совета где-то на Кировоградщине и назначаемого государством руководителя крупного предприятия.
В общем, на первый взгляд поправка выглядит вполне приемлемой как для представителей провластных фракций, которые наперегонки заявляют о «чистых руках», так и, скажем, для «левых», для которых подобное нововведение полезно в PR-плане. Однако законопроект набрал лишь 135 голосов.
Сложно сказать, почему народные избранники не расширили список лиц, которым можно предъявить обвинения в коррупции. Возможно, что во многом это связано в первую очередь с тесной бизнес-связью многих нардепов с топ-менеджментом госпредприятий, которая на практике выливается в круглые суммы, плавно переходящие из государственного кармана в частный.
Фактически поддержали законопроект только «левые». 50 голосов отдали коммунисты, 19 человек проголосовало во фракции Александра Мороза. Большинством голосов поддержали законопроект в УНП и ПРП.
В остальных депутатских объединениях поддержали поправку лишь некоторые народные избранники. Так, три голоса «за» законопроект получил от пропрезидентской «Нашей Украины», по четыре человека проголосовало в «Единой Украине» Губского и у эсдеков. Отличилась также неофит «Регионов Украины» Татьяна Засуха, единственная среди сторонников Виктора Януковича, нажавшая кнопку «за».
Интересно, что абсолютно четкая позиция против данной поправки наблюдалась в стане поклонников Юлии Тимошенко, ехануровской фракции «Доверие народа» и кинаховской «ППиП». В принципе подобная позиция абсолютно не удивительна. Именно эти парламентские структуры аккумулируют у себя большинство серьезных бизнесменов, которые в разной мере имеют выходы на менеджмент, а, значит, крайне не заинтересованы в изменениях действующего законодательства в коррупционной сфере.
Еще хитрее поступили в стане Владимира Литвина. Фракция «Народной партии» из 46 депутатов дала лишь пять голосов. В то же время группа «Народный блок Литвина» почти единогласно, за исключением одного народного избранника, поддержала данный законопроект. В принципе подобная позиция также объяснима. Группа «Народного блока Литвина» по количественному составу в два с половиной раза меньше доменной фракции. То есть, спикер, искушенный парламентскими раскладами, прекрасно понимал, что 18 голосов погоды по законопроекту не сделают, а вот при общей поддержке могли бы быть варианты. Таким образом, делая диверсификацию при голосовании, Владимир Литвин одновременно «не пропускал» поправку, с другой - формально ее поддерживал. Причем будет абсолютно не удивительно, если в дальнейшем позитивное голосование «Народного блока Литвина» по этому вопросу будет еще где-то озвучено с PR-целью.
Естественно, даже если бы эта поправка была принята, коррупционеров на госпредприятиях вряд ли начали бы сажать пачками. Однако само откровенное нежелание депутатского корпуса принимать подобный законопроект наводит на одну единственную мысль: в Украине естественный ход событий, сложившийся за годы независимости, вряд ли может изменить даже смена элит.
Андрей Косовский, proUA