К весне отечественный рынок может недосчитаться нескольких зернотрейдерских структур, которые решат, что в этой стране бизнесом заниматься невыгодно.
21 декабря правительство приняло волевое решение о создании Аграрной биржи. Министр АПК Александр Баранивский не скрывал своего удовлетворения принятием этого решения. Социалист заявил, что в ближайшие дни структура будет зарегистрирована, а все торги на аграрном рынке будут вестись только через эту биржу. «Крестьянин будет ежедневно знать, какова цена на его продукцию», – подчеркнул Баранивский.
Естественно, вряд ли сельхозпроизводитель сразу почувствует облегчение от такого решения правительства. А вот зернотрейдерские компании явно оказались не у дел. В принципе, Кабмин и не скрывал, что создание Аграрной биржи – это, в первую очередь, удар по зернотрейдерам, точнее - по монополизации ими аграрного рынка.
Конечно, слаженные действия зернотрейдерских компаний на рынке, их противодействие государственным инициативам и проведение самостоятельной политики уже стали притчей во языцех. Однако, как ни крути, а в Украине на рынке работает не одна компания и не одна биржа. Хотя все эти структуры и подконтрольны крупным, подчас политическим фигурам, но все же их несколько. То есть на рынке зерна монополизации не больше, чем, скажем, на рынке переработки нефти. С созданием же государственного биржевого монстра, через которого будут проходить все(!) торги на аграрном рынке, действительно получится монополия. Причем самый страшный для рынка ее вид – государственная.
Естественно, против создания подобного детища активно выступали зернотрейдеры. В частности, Украинская аграрная конфедерация остро критиковала потуги МинАПК. Среди аргументов «против» трейдеры выдвигали вполне резонные тезисы о том, что делегирование Аграрной бирже полномочий по регулированию цен, контроля над соблюдением участниками биржевой деятельности требований законодательства противоречит ряду законов, поскольку это не функция биржи. Была также предложена альтернатива, согласно которой МинАПК предлагалось развивать существующий биржевой рынок Украины.
Бизнесменов в этом плане можно понять. Практически каждый из крупных участников рынка зерна в Украине в большей либо меньшей доле входит в ту или иную биржу. Естественно, после создания Аграрной биржи, которая станет единственным участником процесса, подконтрольные трейдерам биржи «прикажут долго жить». Тот же Леонид Козаченко имеет самое непосредственное отношение к «Украинской фьючерсной бирже». Структуры Людмилы Супрун и Богдана Губского создавали «Украинскую аграрную биржу». Под крылом известных в политике людей находятся ТБ «Украинская зерновая биржа» и ТБ «Украинская биржа ресурсов». В общем, терять структуры, которые работают не один год, не хочется никому.
Однако основной причиной возмущения зернотрейдеров является отнюдь не только потеря влияния близких структур. Дело в том, что, создав «карманную» биржу, МинАПК в значительной мере повышает риски для самого ведения этого бизнеса. Ведь теперь через государственное детище Министерство различными путями сможет само решать, кого пускать на торги и кому продавать ресурсы. Более того, теперь цена на зерно будет зависеть только от позиции чиновников МинАПК. А она, как показывает практика, далеко не совпадает с позицией бизнеса и рыночной конъюнктурой. Кроме того, нет никакой гарантии, что после «правильно» проведенных торгов за приличный временной период некоторых зернотрейдеров просто «выкинут» с рынка, а их место займут структуры, близкие к чиновникам. С учетом того, что сельхозбизнес в Украине повсеместно связан с политикой, подобный ход может прекрасно использоваться и для политического давления.
Пока что зернотрейдеры молчат – видимо, отходят от шока, полученного от государственных инноваций. Однако подобная позиция будет недолгой. Ведь за спиной у многих структур стоят народные депутаты со стажем, а общенациональную поддержку бизнесу традиционно оказывают спикер парламента Владимир Литвин и секретарь СНБОУ Анатолий Кинах. Так что, вероятно, следует ожидать ходов как в политическом, так и в правовом поле.
Однако шансов у зернотрейдеров немного. Значительно проще было не допустить подписание этого документа, заблокировав его, скажем, в Минюсте или в АМКУ. Теперь же отменить правительственное постановление будет значительно сложнее. И вряд ли Кабмин прислушается к потерявшему вес Анатолию Кинаху или к «вражескому» Владимиру Литвину. Так что к весне отечественный рынок может недосчитаться нескольких зернотрейдерских структур, которые решат, что в этой стране бизнесом заниматься невыгодно. Благо, прецедент уже имеется. Осенью нынешнего года два крупных трейдера уже покинули Украину.
Андрей Косовский, proUA