Конституционный Суд вот уже почти два месяца не может начать работу. Виноваты в этом все – и парламентарии, регулярно вставляющие палки в колеса, и Президент, намекающий на то, что конституционная реформа может быть пересмотрена.
А судьи кто?
Помимо пяти членов суда, оставшихся работать после отставки своих коллег в октябре нынешнего года, их состав пополнил сначала Президент, назначив трех членов КС, и съезд судей, добавив еще шестерых.
Президент не раз просил депутатов поторопиться с утверждением судей КС. Нетерпение главы государства понятно: тем, что Украина осталась без важного судебного органа, мы смешим весь мир. Сейчас практически весь состав Конституционного Суда тщательно подобран лично Президентом или, по крайней мере, новые люди появились с его согласия.
Итак, съезд судей месяц с лишним назад избрал пятерых судей. Все они раньше работали на не менее престижных должностях. Например, Иван Домбровский и Анатолий Дидкивский перед тем как быть избранными в Конституционный Суд, трудились на постах судей Верховного Суда. Именно эти два уважаемых судьи принимали активное участие в разработке судьбоносного решения об отмене результатов второго тура президентских выборов в декабре прошлого года. Другими словами, они лично готовили решение, благодаря которому стало возможным проведение повторных президентских выборов, что позволило Виктору Ющенко стать Президентом Украины.
Еще один член Конституционного Суда, избранный съездом судей Василий Брынцев, – бывший председатель Апелляционного суда Харьковской области. Несмотря на то, что этот регион на президентских выборах поддерживал Виктора Януковича, г-н Брынцев не скрывал своей симпатии к «оранжевой» команде. И когда у него в связи с принятием некоторых спорных решений возникли проблемы, для него тут же нашлось место в Конституционном Суде. Президент против его кандидатуры не только не возражал, но и поддержал.
Вячеслав Джунь, работавший до назначения членом КС судьей Хозяйственного суда, считается человеком, преданным председателю этого суда Дмитрию Притыке.
Несколько выбивается из «президентской» судейской палитры Андрей Стрижак, в прошлом судья Закарпатского суда, который не без оснований считается человеком, преданным СДПУ(о). Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Съезд судей избрал г-на Стрижака еще в декабре прошлого года, когда Президентом был Леонид Кучма. Верховная Рада тогда к присяге его не допустила.
Избранные Президентом судьи – Владимир Кампо, Дмитрий Лилак и Виктор Шишкин, по мнению экспертов, будут обеспечивать все реформаторские президентские инициативы. Владимир Кампо – человек, преданный Президенту. Виктор Шишкин какое-то время считался креатурой Юлии Тимошенко, поскольку поддерживался входящей в БЮТ партией «Собор» Анатолия Матвиенко. Теперь, после разрыва «Батькивщины» и «Собора», г-н Шишкин стал человеком президентской команды.
Представляют интерес и те кандидаты в судьи Конституционного Суда, которые предлагает по своей квоте парламент. Одна из них – представитель фракции Компартии, Мария Маркуш, до того как стала депутатом, работала в Закарпатской областной ассоциации адвокатов. Представитель фракции «Регионы Украины» Иван Вернидубов ранее возглавлял Севастопольскую государственную налоговую администрацию. Отдельная ситуация с бывшим и.о. генерального прокурора Олегом Литваком: этот человек поистине уникален, поскольку он воспринимается нормально и властью, и оппозицией. Напомним, что в свое время он считался человеком Кучмы, что не помешало ему побывать членом диаметрально противоположных фракций СДПУ(о) и «Батькивщина».
Впрочем, людей Кучмы в Конституционном Суде тоже достаточно. Во всяком случае все пять нынешних членов КС были назначены еще при бывшем Президенте. Дольше всех на должности судьи КС находится Павел Евграфов. Он был назначен на пост по квоте парламента еще в 1997 году. Если учесть, что судьи Конституционного Суда назначаются на девятилетний срок без права быть избранными повторно, то господину Евграфову придется покинуть свое кресло в 2006 году. Еще один член КС – Владимир Иващенко – назначен на должность указом Президента Леонида Кучмы. Интересно, что до этого г-н Иващенко работал руководителем Управления по вопросам связей с правоохранительными органами при Администрации Президента. Его полномочия заканчиваются в 2009 году. Валерий Пшеничный работал в КС с 1997 года: сначала заведующим отдела, потом заместителем и первым заместителем секретариата. В 2003 году по президентской квоте был назначен судьей КС, соответственно, его полномочия закончатся только в 2012 году.
Павел Ткачук назначен судьей КС в 2002 году по квоте Верховной Рады, его полномочия истекают в 2011-м. Позже всех из работающих судей КС была назначена Сюзанна Станик: Леонид Кучма подписал соответствующий указ в 2004 году. Как известно, госпожа Станик всегда была близка и к Президенту, и к экс-министру Кабинета Министров Анатолию Толстоухову, и никаких сведений о том, что она поменяла свои политические пристрастия, нет. Впрочем, как и остальные ее коллеги.
В результате в Конституционном Суде получается следующий расклад: из 14 судей КС как минимум семь благодарны нынешнему Президенту Виктору Ющенко.
Боязнь ревизии политреформы
Причина промедления депутатов хотя и не афишируется, но и не скрывается. Многие политические силы не без оснований опасаются, что как только судьи Конституционного Суда приступят к работе, первое, что они сделают, – отменят или извратят до неузнаваемости Закон об изменениях в Конституцию, принятый в декабре 2004 года.
Масла в огонь в этом вопросе подлил и сам Президент. На недавней пресс-конференции глава государства заявил, что не собирается вмешиваться в процесс введения политреформы до конца текущего года, однако он оставляет за собой право сделать это после 1 января 2006 года.
Несмотря на то что Виктор Ющенко мотивировал свое заявление заботой о том, будет ли Украина стабильной и успешной в результате такой политреформы, многие вложили в его послание совсем иной смысл. И уж точно не вызвало восторга у депутатов то, как Президент «прошелся» по Верховной Раде: дескать, согласно конституционным изменениям, система механизмов и инструментов власти переходит к, «возможно, наиболее нестабильному политическому институту в Украине за все 14 лет – к парламенту».
С Президентом согласны и многие аналитики. Поскольку в соответствии с нормами политической реформы Верховная Рада получает значительный объем полномочий (при полном отсутствии института ответственности, например, механизма отзыва народного депутата), у парламента нет никаких ограничений и тормозов. Можно себе только представить содержание постановлений, которые будет издавать Верховная Рада с неограниченными полномочиями.
Вообще, согласно нормам законопроекта, постановление Верховной Рады становится индульгенцией на все случаи жизни. Такие постановления, во-первых, в некоторых случаях заменяют закон (например, в вопросах регламента деятельности парламента), а, во-вторых, они являются обязательными для исполнения Кабинетом Министров. Если учесть, что парламент как коллегиальный орган иногда принимает довольно спорные решения, не исключено, что такая ситуация может привести к обострению противостояния между Радой и Кабмином. А то и к частым отставкам отдельных министров или целых правительств.
Кроме того, нельзя забывать, что правительство, согласно реформе, у нас формируется по квотному принципу, то есть с представительством разных (часто идеологически несовместимых) политических сил. По мнению экспертов, это создаст условия для постоянных правительственных кризисов, и, опять-таки, частых отставок Кабинета Министров.
Еще один момент вызывает беспокойство у специалистов по конституционному праву – предусмотренная в законопроекте ликвидация районной ячейки государственного управления и замена ее самоуправленческой. Эксперты считают, что эта норма может только усилить сепаратистские настроения в стране.
Все эти вопросы, безусловно, будут решаться после того, как Конституционный Суд приступит к своей работе. Но для многих политических сил принципиально важно, чтобы это случилось как можно позже. Желательно – после парламентских выборов 2006 года.
Виктория Чирва, Комментарии