Политическая война в Украине, жарко разгоревшаяся в дни сентябрьского кризиса, перешла в позиционные бои. Там грохнет, тут бахнет, разведки боем, потери, ранения, но театр боевых действий размазан по фронту и потому со стороны может показаться, что наступило затишье. Самое время подводить политические итоги сентябрьского кризиса, оценивать позиции, на которых сумели закрепиться различные политические группы.
Очевидно, что от развала оранжевой коалиции больше всего выиграли группы, проигравшие в 2004 году. И донецкие, и семейный клан Кучмы, и даже эсдеки получили возможность перевести дух и шанс вновь укрепить свое политическое влияние в стране.
Набрал очков и В.Литвин, для которого любой политический кризис, что малина: не имея ни достаточных политических, ни административных ресурсов, для разруливания ситуации власти всякий раз в трудный момент приходится прибегать к помощи спикера, тем самым все более укрепляя и обеляя его публичный имидж. Не смогли сохранить “лицо” и социалисты. Любопытно, как долго А.Мороз сможет сидеть в шпагате между Ющенко и Пинчуком, с одной стороны, и своим традиционно протестным электоратом — с другой.
Не думаю, что Ю.Тимошенко рада разрыву с В.Ющенко. Она много раз говорила об этом, и нет оснований ей не верить. Нет никакого кайфа в том, чтобы находиться в оппозиции в нашей стране. Но единственное, что в данной ситуации ей можно поставить в вину, это то, что она поступила как самостоятельный политик, у которого есть принципы и обязательства перед избирателями. Согласно им она и поступила, не пожелав нести ответственность за политику, которую все настойчивее пытались навязать государству многочисленные кумовья, сватовья и земляки Президента. И в результате, во всяком случае, как политик, ничего не проиграла. Если хотите, именно такого поведения от нее ожидало общество.
Несомненно, в самом сложном положении после сентября пребывает “придворная” партия — НСНУ.
Несмотря на то, что “команда” Ющенко, наконец, почти безраздельно захватила правительство, избавившись от столь обременительного и активного союзника, как Тимошенко (это сладкое слово — “админресурс”!), вроде бы договорилась под ковром с “донецкими” и “днепропетровскими”, которых еще недавно эксперты считали чуть ли не основными противниками нового режима, в избирательную кампанию она входит еще слабее, чем была раньше.
Понятия “оранжевая революция”, “Майдан” и “Наша Украина” все хуже сочетаются друг с другом. Хотя в последнее время видные ющенковцы предпринимают настойчивые попытки вписать себя в картины революционных битв, особого эффекта на публику это не производит. Уважаемые политики и бизнесмены лучше смотрятся в бронированных “мерсах”, чем на броневиках и баррикадах. Не нужно также сильно напрягать фантазию, чтобы представить себе их в беседах с Березовским о судьбах гражданского общества в Украине. Плюс шлейф коррупционных скандалов... Можно, конечно, заявить, что все это черный пиар.
Пусть так, но никаких действенных рецептов против Президента ближайшее его окружение так и не нашло. Свидетельство тому — последние опросы общественного мнения. Рейтинг партии власти колеблется всего лишь в пределах 14%, если в опроснике НСНУ, грубо говоря, не называется “партией Ющенко”. Если называется — бонус в 3%. Для сравнения: Тимошенко и Януковича поддерживают по 20% избирателей. И сегодня эта неистребимо запечатлевшаяся в сознании населения связь Ющенко с Порошенко, Жванией, Третьяковым, Бессмертным, Червоненко (я говорю “Жвания” — подразумеваю “Ющенко”, я говорю “Ющенко” — подразумеваю “Жвания”) на самом деле наиболее серьезная проблема для режима.
Положение, в котором он сейчас пребывает, напоминает старый детский анекдот о дистрофиках. Играя в жмурки, они установили правила и единогласно решили за удочками не прятаться. Но вот беда, что ничего кроме “удочки” — Виктора Ющенко — для пряток у “Нашей Украины” нет.
Президента же подвело слово “команда”, перекочевавшее к нам из плохих американских фильмов на корпоративную тему. Главе государства в демократической стране нужна не “команда” — Бог с ней, с обслугой, с помощниками, советниками, бизнесменами, водителями и т.д., народ на это занятие всегда найдется, а политические союзники. Сентябрьский кризис четко показал, что это не одно и то же. В его ходе Ющенко сохранил “команду”, но лишился всех политических союзников. И в результате вынужден идти на мировую со своими недавними политическими врагами, для которых все его “меморандумы”, жесты “доброй воли”, “компромиссы” — не более чем свидетельства слабости и уязвимости.
Но поделать с этим уже ничего нельзя. Рискуя превратить мартовские 2006 года выборы в провальный референдум по доверию к нему лично, сегодня Президенту засучив рукава приходится самому заниматься избирательной кампанией НСНУ, чтобы в апреле не оказаться вообще без серьезного политического лобби. А это значит и фактически брать на себя руководство правительством Еханурова, его же стараниями приобретшего настолько технический характер, что ждать от него самостоятельной работы не приходится.
Кстати, подобная манера руководить — все контролировать, забивать все голы и отражать все атаки — явный признак незнания законов командной игры.
Андрей Федоров, "Без цензуры"