Министр обороны Украины Анатолий Гриценко не исключает, что уже в марте пересядет из министерского кресла в депутатское. Почему он готов уйти из исполнительной власти? Прокомментировать эту информацию наш корреспондент попросил одного из членов парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне. Тот отметил, что депутатов уже давно беспокоит состояние дел в Вооруженных силах Украины (ВСУ). С приходом Гриценко на должность министра обороны накопилось немало вопросов по поводу реформирования, назначения на должности, утилизации боеприпасов и в целом экономической деятельности этого ведомства.
Больше всего депутатов ВР волнуют коррупционные скандалы, связанные как с действиями украинских миротворцев в Ираке, Ливане, так и c действиями отдельных чиновников в Минобороне. Например, при передаче военных городков, выделении земельных участков под строительство и закупку жилья для военнослужащих, о чем написала и «УиМС» (см. №43 от 4—11 ноября с. г.). Поэтому депутаты хотят потребовать до выборов-2006 отчета Гриценко по этим проблемам и определить целесообразность его пребывания в должности министра.
Больше всего депутатов ВР волнуют коррупционные скандалы, связанные как с действиями украинских миротворцев в Ираке, Ливане, так и c действиями отдельных чиновников в Минобороне. Например, при передаче военных городков, выделении земельных участков под строительство и закупку жилья для военнослужащих, о чем написала и «УиМС» (см. №43 от 4—11 ноября с. г.). Поэтому депутаты хотят потребовать до выборов-2006 отчета Гриценко по этим проблемам и определить целесообразность его пребывания в должности министра.
Кстати, уже через неделю после выхода публикации в нашей газете, 10 ноября, работники Генпрокуратуры Украины и Управления по борьбе с организованной преступностью по городу Киеву задержали во время получения взятки в размере свыше 0 тыс. начальника управления капитального строительства Минобороны полковника Александра Волошина. Интересно, что в отношении этого офицера ранее проводилось служебное расследование, по итогам которого ему было объявлено неполное служебное соответствие занимаемой должности. Но, увы, он оставался на рабочем месте. И только после ареста Волошина Гриценко отстранил от выполнения служебных обязанностей еще четырех офицеров. В отношении трех из них еще в марте также проводились служебные расследования, и они даже временно были отстранены от занимаемых должностей. Но... Позже приказом министра вновь были восстановлены. Естественно, возникает вопрос: почему тогда и сам министр, и все его службы не отреагировали надлежащим образом?
Более того, на одну из ключевых должностей — заместителя министра обороны, отвечающего за вопросы строительства и обеспечения жилья для военнослужащих, с подачи Гриценко был поставлен Вячеслав Кредисов. По утверждению ряда представителей общественных организаций, еще в прошлом году он был уличен во взяточничестве сотрудниками СБУ, в частности, при получении тыс. Знал ли обо всем этом Гриценко? Не мог не знать.
Можно вспомнить и скандал, когда в феврале при перевозке спецрейсом гроба с телом умершего в Ираке полковника представителями СБУ была задержана группа сопровождающих миротворцев, которые пытались ввезти в Украину 9,5 тыс. И хотя официальные чины Минобороны первоначально утверждали, мол, миротворцы везли деньги семьям, СБУ сообщила о возбуждении уголовного дела по статье 201 УК — «контрабанда» и о перекрытии канала нелегального ввоза в Украину валюты.
На одной из пресс-конференций в июне Гриценко уже утверждал, что конфискованные работниками СБУ свыше 0 тыс. были подарком командующего контингентом украинских миротворцев генерал-майора Сергея Савченко. Министр тогда даже предостерег правоохранительные органы от возможной ошибки и заметил, что «те, кто воруют, как правило, на свободе, а перед законом отвечают рядовые». Как известно, по этому факту — контрабанды долларов — возбуждено три уголовных дела, обвинения предъявлены нескольким военнослужащим. Со своей стороны председатель Ассоциации миротворцев Украины Юрий Донской уверен, что обычные офицеры-миротворцы не имели бы возможности организовать провоз валюты в Украину. По его словам, отпечатков пальцев миротворцев на деньгах нет. «Кто-то закладывал там тайники, кто-то разрабатывал эту схему. Это не может делать обычный офицер», — утверждает он.
В апреле с. г. также стало известно, что против ряда должностных лиц Минобороны возбуждены уголовные дела за перечисление на счет одного из акционерных обществ, которое занимается строительством жилья, 100 тыс. из выделенных полумиллиона гривен. Остальные 400 тыс., по информации МВД Украины, были присвоены чиновниками Минобороны. В том же апреле главное следственное управление МВД Украины приступило к расследованию уголовного дела о нанесении убытков Минобороны в размере свыше 40 млн. грн. По словам первого заместителя начальника главного следственного управления МВД Павла Бевзенко, в 2002 году из Госрезерва Украины для Минобороны был выделен бензин, но деньги за него «ушли в другое место». В связи с этим МВД были допрошены высокопоставленные должностные лица, в их числе первый заместитель директора Департамента тыла Минобороны Иван Кузнецов, бывший начальник управления тыла Минобороны Леонид Поплавский.
Несмотря на все эти факты, ставшие достоянием гласности, в мае, спустя 100 дней пребывания на посту министра, Гриценко поставил себе оценку «4 с плюсом». Тогда он утверждал, что ведется активная работа по решению жилищной проблемы для военнослужащих и в 2005 году планируется предоставить втрое больше жилья, чем в предыдущие годы. По его словам, Минобороны, согласно с «бюджетным заданием», может привлечь в специальный фонд 225 млн. грн., причем эту цифру удастся значительно увеличить. Одним из своих достижений он называл то, что остановил незаконную выдачу земельных участков.
Правда, уже в июне Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением чиновников Минобороны, в частности, из-за служебной подделки при подготовке, заключении, утверждении и выполнении договора об участии в строительстве жилого комплекса на территории военного городка с ЗАО «Познякижилстрой». По официальному сообщению пресс-службы Генпрокуратуры, в результате указанных злоупотреблений семьи военнослужащих недополучили почти 9 тыс. кв. м жилья стоимостью 20 млн. грн. Кроме того, из госсобственности незаконно был изъят земельный участок в центре Киева стоимостью около 7 млн. грн. В результате подделки документов военнослужащие не получили 6 квартир стоимостью свыше 2 млн. грн.
На днях, комментируя факт получения полковником Волошиным крупнейшей взятки за всю историю Украины, Гриценко сказал: «Нам жаль, что такие люди еще есть. Есть ли они на других уровнях? Есть, к сожалению». О каких уровнях говорил Гриценко? О низших или о высших? Если о коррупции и взятках на самом высоком уровне, то это уже не новость — министра еще в сентябре опередил Александр Зинченко.
Вот что по этому поводу сказал в эфире «5 канала» руководитель парламентского подкомитета по вопросам экономической безопасности и деятельности оборонно-промышленного комплекса, военного и военно-технического сотрудничества Комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности и обороны Владимир Сивкович: «Мы создали гражданского министра и фактически весь гражданский руководящий состав Минобороны, и этим сделали очень большую ошибку. Потому что руководство Минобороны, к сожалению, сегодня занимается только теми вопросами, которые могут дать коммерческий, финансовый эффект. Если же вопросы наболевшие, но не приносят никаких денег, ими почти никто не занимается...»
О том, что новая, оранжевая власть поражена метастазами коррупции еще больше, чем прежняя, сегодня не говорит разве что ленивый. И факты, которые вскрылись в Минобороны, — лишь еще одно тому доказательство.
Сергей Крейда, "УКРАИНА И МИР"