В том, что прокремлевская партия "Единая Россия" набрала подавляющее большинство голосов на парламентских выборах в Чечне (первых с 1997 года), нет ничего удивительного. Как и ожидалось, Кремль теперь вымостил путь к президентскому креслу на выборах 2007 года своему ставленнику Рамзану Кадырову.
В условиях преобладания атмосферы страха и насилия в этой раздираемой войной республике возможность истинно демократических выборов равнялась нулю.
Правозащитные организации были настолько лишены надежд, что отказались направлять своих наблюдателей на выборы. Те же, кто присутствовал, говорили, что избирателей было мало и они были деморализованы.
Как говорит глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева: "Нам уже ясно, что выборов у нас в стране больше нет. Это просто декорация, как было в советское время. Выборы превратились в фикцию".
Занимаясь организацией выборов в Чечне, Кремль параллельно уже начал составлять сценарий более важных выборов, которые должны состояться в 2008 году, когда закончится второй срок Путина. Согласно конституции он не имеет права оставаться на третий срок в должности президента России, однако он может позаботиться еще до своего ухода о том, чтобы его наследство осталось неприкосновенным. Как сказал один обозреватель: "Ближний круг президента едва ли позволит ему просто уйти, предоставив их самим себе".
Поэтому 14 ноября Путин резко реорганизовал свой кабинет, продвинув двух своих самых доверенных советников – Дмитрия Медведева и Сергея Иванова. Их обоих рассматривают в качестве возможных преемников.
К сожалению для российского народа, лучшее, что можно сказать о Медведеве и Иванове, так это то, что они демонстрируют непоколебимую лояльность президенту Путину и разделяют его приверженность идее сильного централизованного государства. К тому же они оба, разумеется, из Санкт-Петербурга, что, похоже, является обязательным требованием для получения важного поста в правительстве.
40-летний Медведев, продвинутый с должности главы аппарата на место первого вице-премьера, по образованию юрист. Он был советником Путина, когда тот был заместителем мэра в Санкт-Петербурге в 1990-х. Иванов, также назначенный вице-премьером, одновременно сохраняет за собой могущественную должность министра обороны. Он знал Путина с тех лет, когда они вместе работали в Ленинградском управлении КГБ.
Вскоре после того, как Путин стал президентом, его спросили, кому из своих товарищей он больше всего доверяет. Он без колебаний назвал Медведева и Иванова. Сейчас, почти шесть лет спустя, эти люди остаются его фаворитами, несмотря на противоречивые послужные списки. Медведев – умелый администратор, но некоторые наблюдатели ставят под сомнение его стратегические способности и суждения. Считают, что он подтолкнул Путина к тому, чтобы тот открыто поддержал Януковича на украинских выборах, что в итоге оказалось неловкостью и промахом Кремля.
Иванов, бывший офицер внешней разведки, который практически безупречно говорит по-английски и прекрасно ладит с Кондолизой Райс, получил полномочия для далеко идущих реформ вооруженных сил, а также для доведения войны в Чечне до победного конца. До сих пор он не приблизился к выполнению ни одной из этих задач.
Для Путина важнее всего не компетентность, а лояльность. Он не может позволить себе более могущественного преемника, который проявит независимую инициативу.
Однако возможно, вопреки спекуляциям, Путин не планирует сделать своим преемником ни Медведева, ни Иванова. Если бы Путин назвал свой выбор сейчас, когда до 2008 года еще так далеко, он мог бы вручить своему преемнику отравленный кубок. Это слишком долгий срок, за который кандидат подвергся бы пристальному вниманию и не избежал бы интриг внутренних противников.
Возможно также, что Путин вовсе не планирует уходить в 2008 году, хотя неоднократно обещал сделать это. Но если его популярность продолжит расти (сейчас его рейтинг составляет 60%), а никого сильного кандидата ему на смену не придет, Путин, возможно, даст себя "уговорить" изменить свое решение. Госдума, где доминирует прокремлевская партия, может принять решение об изменении конституции таким образом, что Путин сможет в третий раз баллотироваться на должность президента.
Несомненно одно: кого бы ни избрали президентом в 2008 году, у российского народа не будет реального выбора.
В условиях, когда СМИ контролируются Кремлем, а недовольство общественности сокрушается с помощью апелляций к патриотизму и напоминаний о необходимости объединиться для войны с терроризмом, оппозиционной партии будет практически невозможно бросить вызов доминированию сторонников Путина в парламенте.
Эми Найт, Inopressa