Нежное отношение Герхарда Шредера к кремлевской компании "Газпром" взволновало и российскую оппозицию. В интервью Spiegel Online Гарри Каспаров, экс-чемпион мира по шахматам и оппонент Путина, обвиняет бывшего канцлера в недостаточном понимании демократии
- Какая мысль первой пришла к вам в голову, когда вы услышали о новой работе Шредера в качестве главы комитета акционеров компании – оператора германо-российского газопровода?
- Я подумал, какой это позор для демократии. Это фатальный сигнал для всех тех, кто борется за усиление демократии в России. Сначала Шредер называет Путина истинным демократом, а теперь позволяет себе включиться в структуру мафиозной системы.
- Как один из учредителей "Комитета-2008: свободный выбор", вы считаетесь самым жестким оппонентом Владимира Путина. Что для Путина означает согласие Шредера?
- Это безобразие, что Шредер таким образом добивается для Путина легитимности. Теперь Путин может и дальше показывать пальцем на Запад и говорить: "Они так же коррумпированы, как и мы". Это типичный трюк тоталитарных правителей, чтобы оправдать дефицит прозрачности и коррупцию в собственной стране.
- Защитники Шредера в Германии говорят, что Путин ко всему этому не имеет никакого отношения. Они утверждают, что речь идет об обычной деловой договоренности между частным лицом и предприятиями "Газпром", Eon и BASF, которым принадлежит консорциум, созданный для эксплуатации газопровода.
- Вы шутите? Все знают, что "Газпром" является инструментом личной власти Путина. Руководство компанией осуществляется из Кремля, и уже поэтому она никогда не будет прозрачной. Не совсем понятно, то ли Кремль контролирует "Газпром", то ли наоборот. Там одни и те же люди.
- Как вы думаете, Шредер получил этот пост в качестве вознаграждения за свой политический вклад в строительство газопровода?
- Он получил этот пост потому, что Путин – это охотник за скальпами. Как бывший разведчик, Путин привык покупать иностранцев. Сейчас он купил себе канцлера Германии, третьей по своему значению промышленно развитой страны мира. Путин рассматривает это как большой личный успех.
Карстен Фолькери, Inopressa