14 декабря Президент США Джордж Буш заявил, что руководить послевоенным восстановлением Ирака будет Госдепартамент США, а не, как это было принято раньше, Пентагон. Это заявление Буш сделал после речи накануне выборов первого официального парламента Ирака.
В последних выступлениях Президент США, описывая военную, экономическую и политическую стратегию Америки в отношении Ирака, отметил, что в послевоенный период США допустили несколько политических ошибок, но теперь они выробатали четкую стратегию относительно Ирака.
“Мы исправили то, что не работало”, - говорил он. “Наша тактика продолжает меняться”.
Выборы в парламент по его словам стали “переломным моментом в истории свободы. Иракцы пошли на выборы, чтобы избрать правительство, которое будет единственной конституционной демократией в арабском мире”.
Президентское распоряжение также укрепит политическую власть отдела Госдепартамента по восстановлению и стабилизации Ирака, миссия которого – предугадать ошибки государства, предотвратить конфликт и координировать послевоенные восстановительные работы.
Карлос Паскуаль (Carlos Pascual), старший представитель госдепартамента, возглавляющий этот отдел, отметил, что было “важно получить письменное подтверждение” того, что госсекретарь будет отвечать за будущую политику и планирование послевоенного восстановления.
Решение о поручении восстановления Пентагону, принятое в 2003 году, было сильно раскритиковано и привело к некоторым разногласиям между учреждениями. Эксперты Госдепартамента, которые занимались планированием послевоенного периода, были оттеснены представителями Пентагона, включая министра обороны Дональда Рамсфельда, который сильно противостоял понятию сплочения нации.
Бывший высокопоставленный представитель, замешанный в “хаос” послевоенного восстановления Ирака, утверждает, что это распоряжение президента подтверждает растущую власть и влияние госсекретаря Кондилизы Райс.
Во всех речах Буша присутствовали обычно искрение признания трудностей, с которыми столкнулись США в Ираке. Недавно он повторил в особенно резкой форме, что “довоенная разведка много в чем ошибалась”.
Энтони Кордесман (Anthony Cordesman), старший аналитик Центра стратегических и международных исследований, приветствует новые тенденции. “Одой из наибольших проблем администрации было то, что она продолжала пытаться искажать новости. Впервые они стали говорить, что для завершения поставленной задачи потребуется время, кровь и деньги”.
Г-н Кордесман отмечает, что передача большей власти Госдепартаменту не означает его победу над министерством обороны, но отображает “утверждение прагматизма”.
“Одна из наибольших странностей Кондилизы Райс в том, что у нее намного лучше получается быть центристом”.
Александр Гержан, по материалам Financial Times