Белорусский парламент назначил очередные президентские выборы в стране на 19 марта следующего года. Поразительным образом это решение почти совпало со встречей Владимира Путина и Александра Лукашенко в Сочи. И если до объявления даты выборов можно было предположить, что президенты встретились именно для того, чтобы поговорить о цене на газ и продемонстрировать строптивым соседям, каким трогательным может быть настоящее согласие, то теперь можно сделать куда более интересный вывод: речь шла о выборах. И о будущем белорусского президента.
Судя по прекрасному настроению собеседников и объявлению даты голосования, не оставляющей какого-либо простора для разгула неконструктивной оппозиции и обнародования какой-либо позиции, отличной от взглядов главного белоруса нашего времени, Путин и Лукашенко обо всем договорились. Нам осталось только понять, о чем. Но если вспомнить, что накануне приезда белорусского гостя глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил о достижении договоренности о передаче российским газовикам белорусской газотранспортной системы - против чего Лукашенко выступал все эти годы - цена договоренностей "третьего срока" может быть очень высока.
Лукашенко прекрасно понимает, что в случае очередной триумфальной победы на выборах давление на него со стороны Запада только усилится, и нет никаких гарантий, что третий успех не станет прелюдией к будущему поражению. Поэтому президент Беларуси может склоняться к необходимости приобретения не просто спонсора своего экономического выживания, но и защитника своего политического долголетия. Россия вполне может выступить в роли такого защитника. Но уже на совсем других условиях, чем это было раньше. Деклараций о любви и дружбе и ничего не значащих документов о союзном государстве может оказаться недостаточно.
То, что первое, о чем попросили Лукашенко, был газопровод - неудивительно. Газопровод - это залог его экономической самостоятельности, это возможность отказывать Москве хотя бы в ответ на ее самые нелепые предложения. А после его передачи уже не Александр Григорьевич будет решать, какие предложения нелепые, а совсем другие люди. И эти другие люди могут даже сейчас, в Сочи, объяснить Александру Григорьевичу, что управляемая им территория весьма подходит для решения проблемы "третьего срока" в самой России. Система доказательств проста: ты себе третий срок устроил - и ничего. Мы тоже хотим. Но мы должны действовать ювелирно. У вас в Беларуси все ювелиры уже уехали, ха-ха. А у нас еще остались. И план такой: конфедерация, введение поста президента, перетекание власти к нему от президента России и спокойная жизнь еще лет на пять. А ты, Саша, сидишь в Минске и ничего не теряешь. Даже будешь вице-президентом. А не нравится, Саша, так никто и пальцем не пошевельнет, когда тебя мочить будут.
И Саша, который все эти годы и месяцы изумленно крутил пальцем у виска в ответ на подобные предложения, к тому же не подразумевающие его собственного президентства в объединении, на этот раз мог радостно кивнуть головой. Но самое интересное - что он собирается делать после выборов?
Потому что политик Александр Лукашенко, в отличие от пьющего чаи в сочинской резиденции Саши из Минска, известен своим ювелирным умением кинуть партнера. Ювелиры, может, из Минска и уехали. Но один точно остался. И он может рассчитывать, что после победы на выборах пленку можно будет отмотать назад. И что Запад, осознавший сохранение Лукашенко, будет заинтересован не в его уничтожении, а в сотрудничестве с ним - ну хотя бы для того, чтобы проблема "третьего срока" в России была решена как-нибудь по-другому.
Виталий Портников, ПОЛИТКОМ.RU