Несколько дней назад Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса граждан по поводу того, видят ли они угрозу национальной безопасности и экономического порабощения России со стороны каких-либо иностранных государств. Результаты исследования показывают, что около половины опрошенных считают, что такая угроза существует, тогда как чуть более четверти респондентов уверены, что никакой опасности извне нет. Ну и последняя четверть не определилась со своей позицией по данному вопросу – другими словами, мнение людей, затруднившихся с ответом на вопросы ВЦИОМа, может серьезно изменить представление о картине окружающего мира, сложившейся в умах наших сограждан. Тем не менее, полученные цифры свидетельствуют о серьезной неуверенности россиян в завтрашнем дне, поскольку предполагается, что есть серьезные враги, нацеленные на разрушение России – это, в первую очередь, США и Китай.
Мнение о том, что нашей национальной безопасности угрожают США, разделяет 30% граждан России, Китай подозревают в этом 17%. Те же страны обвиняются и в стремлении осуществить экономическое порабощение России, причем насчет намерений США высказались 33% опрошенных, а в претензиях Китая убеждены 19%. Следует добавить, что по условиям опроса респонденты могли назвать до пяти стран, со стороны которых исходят угрозы России, поэтому суммарные цифры превосходят отметку в 100%. То, что граждане России испытывают опасения по поводу Китая, переживающего потрясающий по темпам экономический бум, достаточно понятно. Демографический кризис, охвативший Россию, вкупе с ростом населения Китая, которому рано или поздно потребуется "жизненное пространство", действительно могут создать проблемы. Вообще-то с проблемами подобного рода мировое сообщество еще не сталкивалось, и их решение – дело сравнительно отдаленного будущего. Остановимся, однако, на вопросе, почему граждане России видят основную угрозу своим интересам в лице США.
Похоже, мы довольно быстрыми темпами возвращаемся к довоенным временам, когда гражданам твердили, что страна окружена кольцом врагов. Правда, в результате победы над фашистской Германией Советскому Союзу удалось создать буфер из стран социалистического лагеря, но после поражения в "холодной войне" наши бывшие друзья обрели независимость и стали сближаться с европейскими государствами, пытаясь вписаться в мировое сообщество. Россия тоже начала проводить демократические реформы, однако весьма противоречивые и непоследовательные шаги в этом направлении, сделанные Борисом Ельциным, не привели к заметным успехам. Коммунистическая оппозиция, наиболее влиятельная в те годы, назначила виновником наших бед саму идею демократии, а заодно и западные страны, приверженные этой идее. Однако официальный Кремль не мог согласиться с мнением оппозиции, а новый президент России Владимир Путин заявил о своем стремлении усилить сотрудничество со странами Запада на основе совместной борьбы с международным терроризмом. Но одновременно с декларированием своей приверженности демократическим ценностям, рассчитанным на западную аудиторию, внутри России базовые демократические свободы стали неумолимо сворачиваться, поскольку власть решила, что ей надлежит управлять всеми областями деятельности как в политической, так и в экономической сфере. Заметим, что государства, образованные на постсоветском пространстве, выстраивали отношения со своими гражданами по той же модели, что и Россия. Нельзя сказать, что они берут с России пример, просто российские проблемы схожи с теми задачами, которые решают другие бывшие республики СССР. Одна из этих проблем – попытка неэффективных политических элит удержаться у власти, невзирая на мнения граждан. Кстати, для России этот сюжет не слишком актуален, поскольку "нефтяные" деньги позволяют президенту вести социально-ориентированную политику и сохранять доверие населения страны. Тем не менее, власть в России боится развития демократических институтов внутри страны, наступая на них по всем фронтам – примером тому могут служить процедура назначения губернаторов, манипулирование выборами, дискредитация либеральной оппозиции, наступление на гражданское общество и пр. Ну а на внешнеполитическом направлении Россия сама загнала себя в угол, делая ставку на непопулярных лидеров, которые не склонны развивать демократические преобразования в своих странах. Получается, что Россия противостоит Западу, поддерживая режимы, которые потеряли бы свои властные полномочия, если бы соблюдались основные принципы свободной политической борьбы, принятые в демократических странах. В результате охлаждение отношений с США становится неизбежным, а неудачи России на постсоветском пространстве объясняются происками врагов. Кстати, по данным того же ВЦИОМа, более 50% граждан относятся негативно к тому, что американцы выделяют средства на развитие демократии в России, поскольку "за американскую помощь России придется расплачиваться, мы попадем в кабалу Америке".
Следует отметить, что отношения между Россией и Америкой осложняются тем, что в мире осталась только одна сверхдержава, отчего мы чувствуем некоторую горечь и даже уязвленность. Но говорить о том, что восприятие россиянами США как недружественной державы объясняется психологическими причинами, было бы, разумеется, неверным. Россия не боится вооруженного конфликта между нашими странами – во всяком случае, наш ядерный арсенал является вполне ощутимой тому гарантией. Представляется, что образ врага в лице США навязывается нам для того, чтобы оправдать тот курс, которым следует Россия. Дескать, мы движемся по пути демократии, а усилия наших врагов направлены на то, чтобы дискредитировать Россию и разрушить связи, сложившиеся на постсоветском пространстве. Если США пытаются "насадить" демократию по всему миру, то Россия стремится к тому, чтобы "урезать" демократические свободы как в своей стране, так и в союзных государствах. И пока этот конфликт не будет исчерпан, граждане России и США будут считать друг друга врагами и опасаться угрозы своей национальной безопасности, исходящей от противника.
Петр Гринев,"Утро.ru"