То, о чем говорят критики режима, подтвердилось: с демократией и правами человека в России все обстоит так же плохо, как в государствах с диктаторским режимом, объявленных международным сообществом вне закона, – на Кубе, в Северной Корее или в центральноазиатской бывшей советской республике Узбекистан. Так, по крайней мере, говорится в последнем отчете американской организации Freedom House, которая каждый год оценивает состояние общества в странах всего мира.
Диагноз, поставленный России, однозначно пессимистический. Антидемократические тенденции, по словам авторов, там значительно усилились. Кремль пытается "лишить оппозицию ее значения и ликвидировать ее важнейшие объединения". Также нельзя не обратить внимания на укрепление "вертикали власти" – прежде всего, назначение сверху губернаторов регионов, которых раньше избирали в ходе свободных выборов. Это также касается стремления к дальнейшей ликвидации независимости юстиции.
Авторы были вынуждены переместить Россию, которая в прошлом году еще была в категории "полусвободных государств", обратно в категорию "несвободных". Не в последнюю очередь – из-за запланированных ограничений для неправительственных организаций (НПО), которым, так же как и московской политике в Чечне, в отчете уделено много страниц. Так нападать на институты, которые в России и без того находятся в зачаточном состоянии, не решился даже президент Узбекистана Ислам Каримов, которому после кровавых событий в Андижане объявлен международный бойкот.
Новые положения касаются неправительственных организаций, а также представительств иностранных некоммерческих организаций: фондов или групп помощи, которые посредством стипендий и субсидий поддерживают общественно полезные проекты, начиная с семинаров для журналистов о работниках благотворительных организаций, занимающихся беспризорниками или наркоманами, и заканчивая приютами для бомжей или лагерями для беженцев на Северном Кавказе.
Новый закон требует, чтобы все они приспособились к российскому праву, помимо всего прочего, зарегистрировавшись как юридические лица РФ. Однако это противоречит уставу западных неправительственных организаций и может, как предупреждают эксперты, запугать их российские отделения. Главным образом им угрожает жесткий контроль со стороны финансовых органов и внутренней службы безопасности ФСБ, которая должна проверить их на возможные "действия, направленные против национальных интересов России". Наблюдатели видят в этом дальнейшие попытки предотвратить перевороты, подобные украинскому. Цель состоит в том, чтобы защитить Россию от проникновения террористических и антигуманных идеологий извне, сказал президент Владимир Путин.
Эти планы вызвали возмущение у демократов в России и на Западе. Поэтому Путин вынужден был дать отбой спешащей повиноваться партии Кремля, которая инициировала этот законопроект и благодаря имеющемуся у нее большинству в две трети голосов в Думе сумела протащить его в первом чтении; Путин потребовал внесения "существенных улучшений".
Однако его критика касалась только самых вопиющих перегибов. По существу он ничего не изменил – и одной из причин стало требование Соединенных Штатов отменить закон. Это было слишком даже для Эллы Панфиловой, главы комиссии по правам человека при президенте России. Это вмешательство, возмутилась обычно мягкая и сдержанная представительница российского гражданского движения, пришлось "не вовремя" и является "контрпродуктивным". В самом деле, во втором, решающем чтении в среду Дума ограничилась поверхностными исправлениями.
Эльке Виндиш,"Inopressa"