Когда на Западе уже начинают упаковывать новогоднюю мишуру, чтобы убрать ее до конца следующего года, в России начинается православное Рождество. Официальная дата Рождества в России – 7 января. Между тем, в этом году матушка- Россия получит свой самый большой подарок еще до Рождества. В воскресенье, Великобритания передает России функции председателя в "большой восьмерке". Бывшая империя зла, которая большую часть прошлого столетия была мишенью жгучей риторики Запада, а также западных ядерных ракет, пришла в "большую восьмерку" из темноты и холода.
Приготовления к саммиту "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге ведутся в обстановке скрытности. Последний раз официальный интернет-сайт этого саммита обновлялся 6 месяцев назад. Учитывая культурное и архитектурное великолепие Санкт-Петербурга, мировые лидеры могут рассчитывать на то, что они увидят город в ослепительном блеске, таком, на который и не могло рассчитывать шотландское местечко Глениглс, где проходил предыдущий саммит G-8.
Санкт-Петербург – это родной город президента Владимира Путина, и этот человек, выросший в трущобах, жаждет показать, как сильно он и его страна развились и интегрировались в мировое сообщество. "Окно в Европу" Петра I в июне станет точкой обзора за новой Россией и новым Путиным.
Получая функции председателя в "большой восьмерке", Россия тем самым получает исключительное поощрение от G-8, особенно учитывая тот факт, что Россия еще не является полноправным членом этого элитного клуба. Когда "большая семерка" впервые приняла Россию в свои объятия, идея о том, что бывшее коммунистическое государство однажды возьмет на себя функции председателя G-8, казалась подходящей для успешного замыкания круга капиталистической сказки. После некоторого отступления назад на начальном этапе (в том числе и стрельбы из танков по зданию парламента), возникло впечатление, что страна встала на путь реальной демократии. Было все больше дискуссий по различным проблемам, экономический либерализм быстро становился новой государственной религией, и в Путине Запад нашел человека, с которым можно вести дела после тех лет беспорядка, которыми была эпоха Ельцина. Сейчас, когда перспектива перехода к России функций председателя "большой восьмерки" почти воплотилась в реальность, начинают появляться сомнения относительно поводу того, к каким результатам приведет этот "год медведя". Как несчастливые владельцы экзотических животных, государства "большой восьмерки" взирают на большое и непредсказуемое существо, которое стоит перед ними, и удивляются, куда же исчезло то приятное маленькое создание, которое они привели в свой дом 10 лет назад.
Последнее предупреждение для Запада заключается в том, что могут настать интересные времена, и об этом заявил Андрей Илларионов, который одно время был одним из фаворитов среди советников президента Путина по экономике, а также занимал должность представителя российского президента в "большой восьмерке". Обрывая свои прошлые связи с Путиным, после пяти лет своей работы в правительстве, Илларионов сказал: "Одно дело – работать в частично свободной стране, какой Россия была шесть лет назад, другое дело – когда страна перестала быть политически свободной".
Кремль отреагировал на это своим обычным сибирским молчанием. Илларионов для Путина – это человек вчерашнего дня и, видимо, Путин считает, что и Запад относится к Илларионову так же. Но ситуация с Илларионовым – это нечто большее, чем просто сожаление по поводу незначительного персонажа для государств "большой восьмерки", которые смотрят на календарь на 2006 год и мысленно ставят в этом календаре жирный вопросительный знак напротив июля.
Те, кто хотят призвать к отмене саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, могут выбрать для этого любую из ряда причин. Кровоточит гнилостная рана Чечни, Россия поддерживает пугающую дружбу с жаждущими ядерного оружия Ираном и Сирией, Путин отменил прямые выборы губернаторов российских регионов, установил контроль над парламентом и привел прессу к ногтю, заключен в тюрьму Михаил Ходорковский, нефтяной магнат и политический соперник, ведется преследование организаций, которые пытаются призвать к ответу правительство в связи с нарушениями прав человека и другими злоупотреблениями, Кремль поддерживает диктаторов в Белоруссии и в Узбекистане, вмешивается в дела Украины. Это перечень обвинений можно еще долго продолжать.
К счастью для президента Путина, он получил две вещи, которые являются самыми ценными в мировой политике: влиятельных друзей, которые появились благодаря "войне с терроризмом", и экономическую мощь. О первом вопросе было сказано много, но вопрос экономической мощи упоминался гораздо реже. Мир так внимательно наблюдал за продвижением Китая к получению статуса мировой экономической сверхдержавы, что движение России к той же самой цели зачастую оставалось незамеченным.
Но ситуация здесь меняется, и главным образом – благодаря усилиям "Газпрома". Эта газовая компания значит для России то же, что для правительства Великобритании значила британская угольная отрасль в эпоху до приватизации. Между тем, даже такое сравнение не кажется удовлетворительным. Ведь даже в те дни, когда британские шахтеры могли вызвать отключение электроэнергии и добиться отставки правительства, эти шахтеры никогда не обладали таким могуществом, какое имеет "Газпром", компания, контролируемая государством. Эта крупнейшая газовая компания мира, в которой Кремль имеет контрольный пакет акций, уже обеспечивает электроэнергией и теплом Россию и остальную часть бывшего Советского Союза, и имеет большие планы по выходу на рынки Западной Европы, Соединенных Штатов, Китая, Японии и Южной Кореи. Сейчас, когда Путин открыл двери "Газпрома" для иностранных инвесторов, ожидается, что доходы "Газпрома" начнут расти более быстрыми темпами. И это – еще до того, как "Газпром" начнет реализовывать свои проекты в Баренцевом море.
Иностранцев, наблюдающих за Россией, беспокоят слишком тесная взаимосвязь между "Газпромом" и внешней политикой его главного акционера – государства. В то же самый день, когда к России перейдут функции председателя "большой восьмерки", эта компании грозится перекрыть газовую трубу для Украины, если та не согласится с предложенным Россией четырехкратным увеличением цены на газ. "Газпром" заявляет, что эти разногласия вызваны чисто экономическими причинами. Между тем, речь идет о той Украине, где "оранжевая революция" привела Россию в замешательство. Это – та Украина, которая сближается с Евросоюзом и НАТО. Если бы требование оплаты за газ по рыночным ценам носило обязательный характер, то Белоруссия, чей одиозный диктатор Александр Лукашенко является другом Кремля, не покупала бы газ по цене, в пять раз меньше той, которую требуют с Украины. Здесь чем-то дурно попахивает, причем на газом.
Тестом для новой России станет то, будет ли воплощена угроза перекрыть газ Украине, а также выборы в Белоруссии, которые пройдут в марте. Как нам продемонстрировал большой перечень обвинений, упомянутый ранее, у России есть много других тестов, которые ей нужно пройти. Путин, бывший руководитель спецслужб, который назвал крушение коммунизма "величайшей геополитической катастрофой 20 века", сейчас является полноправным игроком на мировой арене, таким, каким он всегда хотел быть. Продолжит ли Путин вести себя как инфорсер (член гангстерской банды, функцией которого является принуждение к выполнению её требований или приведение в исполнение её приговоров – Inopressa) во внутренней и внешней политике? Или же он ко времени саммита в Санкт-Петербурге трансформируется в доброго кузена Владимира в тени военной славы "дяди Сэма"?
После разрушения башен-близнецов, Запад мучается по поводу того, что он не сумел обуздать исламский экстремизм. Эксперты говорят, что для такой работы не было достаточного числа специалистов, и ситуация очень отличалась от холодной войны, когда противник был на виду. Сегодняшняя Россия, несмотря на свою удивительную мощь, остается такой же неизвестной страной, каким был исламский мир несколько лет назад. Россия вновь стала тем, чем ее называл Черчилль – "загадкой, завернутой в тайну и покрытую мраком". К хорошему или к плохому, но ее новая, истинная сущность вскоре станет видна всем.
Элисон Роват, "Inopressa"