Центральноазиатское государство Таджикистан – гвоздь новой версии Великой игры XXI века, в которую включились Америка, Россия и Китай.
В схватке за военные базы американцы и НАТО стремятся усилить свое присутствие в Таджикистане после того, как узбекский диктатор Ислам Каримов, действуя под давлением Москвы, своего бывшего хозяина, выдворил их из Узбекистана.
Как и другие лидеры Центральной Азии, таджикский президент Эмомали Рахмонов – автократ, но он стал объектом международных ухаживаний.
В июле, через несколько недель после того, как Америка была вынуждена покинуть Узбекистан, министр обороны США Дональд Рамсфельд посетил таджикскую столицу Душанбе, чтобы обсудить использование баз французской авиацией и другими, кто может потребоваться Америке в будущем.
Кроме того, Таджикистан посетили несколько европейских министров обороны, последовав по стопам своих предшественников колониальной эры, когда британцы в Индии и царистская Россия состязались за влияние на регион.
Несколькими неделями позже свой первый визит в Таджикистан совершил китайский министр обороны Цао Ганчуань. Он особо подчеркнул отношения, которые Китай уже установил с Душанбе через ШОС – организацию, которая связывает Россию и Китай с государствами Центральной Азии. Он также предложил военную помощь.
В октябре Россия, войска которой по-прежнему базируются в Таджикистане после развала Советского Союза, получила разрешение занять новую военно-воздушную базу, где будет дислоцирована тысяча военнослужащих.
Хотя в соседней Киргизии до сих пор базируются американские войска, именно Таджикистан, занимающий стратегически важное положение между Россией, Китаем и Афганистаном, привлекает большое внимание.
К тому же Таджикистан нацелен на привлечение иностранных инвестиций. "Мы призываем всех наших соседей развивать отношения с нами, мы друзья для всех желающих", – заявил заместитель премьер-министра страны Саид Момин Яметов.
Ахмед Рашид, "Inopressa"