Годами Саддам Хусейн держал в стране небольшую этническую группу палестинцев, призывая их на поддержку всякий раз, когда он шел на войну, которую он всегда оправдывал арабским национализмом и интересами палестинцев.
Шииты и другие иракцы мрачно взирали на его подопечных, завидуя привилегированному статусу палестинцев на фоне страданий других. Теперь Хусейн в тюрьме. Шииты у власти. Палестинцы обеспокоены.
"С первой недели правительства Джафари нам стало хуже", – говорит 36-летний палестинец Мохаммед Абдула о премьер-министре Ибрагиме Джафари, шиите, занявшем этот пост весной.
Их страх был вызван майским арестом четырех палестинцев силами МВД, куда, как утверждают критики, обвиняющие правоохранителей в пытках заключенных, внедрились боевики, лояльные шиитским группировкам. Четверых палестинцев забрали из палестинского квартала в восточном Багдаде, а затем показали по национальному телевидению как террористов.
"Они показали страшные кадры взрывов, а потом, под победную музыку, палестинцев, живущих в Ираке и убивающих иракцев с помощью взрывныв устройств, – заявил 33-летний Айман Шабан, суннитский религиозный деятель, по национальности палестинец. – Они унизили палестинцев и настроили людей против нас".
В аккуратной квартире, украшенной рамочками с цитатами из Корана, жена одного из арестованных, Ниам Мохаммед Ахмед, заявила, что ее мужа "арестовали только потому, что он палестинец". По ее словам, агенты пинали ее шестилетнего ребенка и называли его "сыном собаки".
"Раньше здесь было хорошо, но не сейчас", – сказала Такия Худер Ахмед, прикованная к постели 61-летняя мать трех подозреваемых. По ее словам, они не занимались политикой. "Они ни в чем не виноваты".
Иракские власти утверждают, что подозреваемые, которые ждут суда, причастны к взрыву на рынке в восточном Багдаде, где погибло более 15 человек и многие были ранены. Они отрицают, что их действия направлены против палестинцев.
"К палестинцам относятся нормально, – заявил недавно министр внутренних дел Байан Джабр. – Мы делим их на две категории, так же, как иракцев. Большинство – это обычные люди, которые жили и хотят жить в нашей стране. Лишь меньшинство принимает участие в террористических операциях. У меня в министерстве есть имена примерно 30 палестинцев, взятых под наблюдение. Это немного".
Но управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев недавно выразило озабоченность положением палестинцев, отчасти из-за общественного возмущения против всех арабов, не живущих в Ираке и приехавших в страну, чтобы участвовать в мятеже.
"Они становятся жертвами ночных облав, необоснованных арестов и пыток", – заявила Астрид Ван Гендерен Сторт, пресс-секретарь комиссара по делам беженцев в Женеве. Палестинцы в Багдаде рассказывают о ежедневных оскорблениях, о том, что иракцы плюют в них и бьют их, узнав об их национальности.
"Проблема в том, что нас считают подручными прежнего режима", – заявил 30-летний юрист Ахмед Муса. После того как он взялся представлять интересы четырех арестованных, Муса получает по почте угрозы, что его убьют.
После падения Хусейна в 2003 году несколько тысяч палестинцев уехали в Иорданию и были остановлены на незаселенном участке земли вблизи границы. Многие в конце концов перебрались в лагерь беженцев в Иордании. После возникновения новых угроз группа из 19 палестинцев в октябре уехала из Багдада в Сирию, где больше месяца оставалась на незаселенном участке, прежде чем попала в лагерь беженцев в северо-восточной части Сирии.
Но большинство палестинцев держится за Багдад. Многие уже не одно десятилетие живут в одном районе в ветшающих железобетонных домах, где их поселили за государственный счет.
Палестинское население в Ираке существенно выросло. Их было около 4 тыс., когда они бежали в Ирак после того, как еврейская армия взяла под контроль Хайфу при создании Израиля в 1948 году. Сейчас здесь около 23 тыс. палестинцев, утверждает Управление комиссара по делам беженцев. По другим оценкам, палестинцев, включая тех, кто сумел влиться в иракское общество, в несколько раз больше.
Их взращивали сменявшие друг друга иракские правительства, а Саддам использовал для поддержки своих притязаний на роль арабского националистического лидера. Их часто превозносили в государственных СМИ. Саддам попал на первые страницы всех газет мира, пообещав дом и 25 тыс. долларов каждой палестинской семье на Западном берегу и в секторе Газа, член которой погиб, атакуя Израиль.
Палестинцам при Саддаме не давали иракское гражданство, им нелегко было купить недвижимость, но их обеспечивали жильем, освобождали от платы за коммунальные услуги и не призывали в армию. Им также разрешалось больше ездить за границу, чем иракцам.
Шииты, которых убивали и пытали тысячами, были недовольны отношением правительства Хусейна к палестинцам. Некоторые иракцы презрительно называли их "саддамийонами" – людьми Саддама.
По словам палестинцев, их положение было вовсе не таким привилегированным, как казалось. "Все это были только разговоры, – заявил Тайер Махди, 39-летний палестинец, которому принадлежит магазин одежды. – Мы страдали, как и все иракцы".
После свержения Саддама почти 1,5 тыс. палестинцев выселили из домов, так как домовладельцы увидели, что можно повысить плату за квартиры, избавившись от привилегированных жильцов. Какое-то время они жили в палатках в спортивном клубе, пока не нашли другое жилье.
Похищения, убийства и аресты случаются во всех сегментах иракского общества. Но палестинцы говорят, что они особенно уязвимы.
"Мы боимся. Каждый боится, что его остановят на улице и объявят террористом, – заявил Шабан. – Если такое произойдет, ты ничего не сможешь сделать.
Дуг Страк, "Inopressa"