Меня всегда подкупала способность Юлии Владимировны Тимошенко убеждать людей в чем угодно. И надо признать, что она всегда это делала ярко. Слушая ее, многие говорят: "Какая умная женщина! Всегда у нее на все есть ответ, всегда она с цифрами, фактами и документами. И откуда она знает то, что никто кроме нее не знает?
Может и вправду, если бы она вела переговоры с Путиным по газу, то результат был бы другой?" Наверное, и я бы так думала, если бы не Интернет, который методично уничтожает миф о компетентности и профессионализме Юлии Владимировны и ее команды. Большой и жирный крест на этом мифе поставила сама Тимошенко, принимая участие в последнем шоу на телеканале ICTV с Савиком Шустером.
С самого начала программы она тоном, не допускающим возражений, стала делать безапелляционные заявления о том, что Украине надо и чего не надо. В категоричной форме Юлия Владимировна утверждала, что нам не нужны никакие надструктуры, поставляющие газ. Я вообще не люблю, когда мне навязывают свое мнение. А тут, рассуждая с позиции здравого смысла, просто подумала, - России они нужны, и Россия эту структуру создаст. Нам - не знаю. Кто будет работать с этой надструктурой от Украины? Ничего хорошего не вижу в том, чтобы государство вступало в коммерческие отношения на межгосударственном уровне непосредственно через министерский Нафтогаз. Значит, нужно все хорошенько обдумать.
Если Тимошенко обдумала, то, делая столь категоричные утверждения, должна их внятно аргументировать. И я ждала аргументов. И дождалась. Появилась заветная папочка с "документами" и словесный поток, так называемого, компромата полился из уст Юлии Владимировны как сладкая песня. Оставалось только ахнуть: "Ну вот, опять она знает все, и лучше всех во всем разбирается".
Но я не ахнула, потому что меня не покидало ощущение, что я где-то это уже читала. Нырнув в Интернет, я нашла заветную "папочку" Юлии Владимировны. Она представляла собой среднего пошиба статейку с русского сайта "Агентство Федеральных расследований" (flb.ru), которая была опубликована еще 16 января. Юлия Владимировна цитировала ее абзацами, пребывая в полной уверенности, что большинство ее почитателей представления не имеет о том, что такое Интернет, и воспримет ее слова как истину из первоисточника.
К чему же свелась аргументация Тимошенко? По сути, к тому, что субъекты этого договора имеют некую плохую репутацию. В чем же состоял компромат? Он состоял в том, что все без исключения страны, задействованные по договору в транспортировке и продаже газа, представлены компаниями, владельцами или совладельцами которых являются дети или родственники руководителей этих государств. Правда, за исключением Украины.
Я не знаю, является ли это компроматом. Сегодня в мире только обретает черты глобальная мировая энергосистема. До последнего времени такие надструктуры отсутствовали или пребывали в зачаточном состоянии. Их деятельность не была отрегулирована международным законодательством. Этот процесс только стартовал. Впереди нас ждет множество подобных ситуаций - глобальная транспортная система и т.д. и т.п. Остановить прогресс невозможно. Мы идем к единой человеческой цивилизационной "дорожной карте". И на этом пути нас ждут определенные издержки. Проблема в том, что законодательство отреагирует на них с небольшим опозданием - увидев проблему и поставив ей нравственно этическую оценку.
Но что в этом должен видеть профессиональный и компетентный политик? Я считаю, что он должен видеть перспективу. А значит, понимать тенденции развития и использовать их в интересах своей страны и нации. Как их понимает и использует Юлия Тимошенко? Сегодня она их понимает и использует либо как беспринципный человек (в качестве информационного повода для пиар кампании), либо как местечковый политик.
Все всяких сомнений, Украина может и должна обратить внимание мировой общественности на родственно клановую природу таких надобразований в глобальной энергосистеме и сделать это темой серьезного разговора в европейском сообществе. Конечно же, нам необходимо при этом блюсти собственное лицо, участвуя в таких структурах. Но стоит ли отказываться от своей доли участия в глобальном процессе развития?
Тимошенко предлагает не участвовать или участвовать в том составе, который она считает единственно возможным. Об этом она хотела говорить с Путиным? Неужели Юлия Владимировна всерьез считает, что руководители всех стран участниц договора примут ее доводы и послушаются? Или она планировала им предложить более выгодный процент от сделки в том случае, если Украину в договоре будет представлять небезразличная ей "Итера"?
Допускаю, что в бытовом разговоре с "необізнаним" избирателем можно пошутить, утверждая, что если бы она вела переговоры с Путиным, то мы получали бы газ бесплатно. Но, во-первых, я не думаю, что подобные шутки в таком вопросе уместны из уст политика. А во-вторых, не так много в нашей стране "необізнаних громадян", поэтому кроме шуток политик, претендующий на такой уровень доверия общества, должен хоть чем-то эти претензии подтверждать.
Для того чтобы аргументировано отвечать на вызовы времени и вопросы геополитики, Юлии Владимировне, наверное, нужно пользоваться несколько иными источниками информации. Компроматные сайты могут, конечно, дать повод для создания информационных поводов. Но что касается большего - увы. Они не помогут.
Я понимаю, что иллюзия компетентности Юлии Владимировны (так настойчиво навязываемая всем) осталась единственным и последним оплотом ее популярности. Но сегодня мифа о ее необычайных способностях для меня уже не существует. И чем чаще Тимошенко будет сотрясать воздух, декламируя (как отличница на память) компроматные статьи, тем ближе и быстрее подойдет к той черте, за которой ее некомпетентность (а точнее, политическая бесперспективность) станет очевидна даже для самых неосведомленных людей.
И тогда не помогут ни папочки, ни графики, ни схемки. Иллюзия раствориться и мы увидим "голого короля", который в отсутствии внятного идеологического позиционирования, уже сегодня ассоциируется не то с Юли-деви Христос, не то с фаллическим символом украинской политики.
Леся Глушко, "Сорока 40А"